Новости

Реновацию в России предлагают провести не по-московски

Внесенный в Госдуму законопроект «О реновации жилищного фонда РФ» предполагает распространение столичного опыта на регионы. При этом принципиальным отличием всероссийской реновации от столичной является то, что в Москве освобождаемая после сноса домов территория может быть использована только под строительство жилья, тогда как регионам предлагается разрешить использовать и строительство других объектов. В регионах заявляют, что финансовые возможности столицы и на местах для проведения реновации несопоставимы.

<p>Фото: vzsar.ru</p>

Фото: vzsar.ru

Законопроект «О реновации жилищного фонда РФ» разработали и внесли в Госдуму депутаты заксобрания Санкт-Петербурга. Депутат от «Единой России» Андрей Васильев сообщил “Ъ”, что инициаторами законопроекта стали депутаты от разных политических сил, что подчеркивает его значимость для города. «Программа реновации проработала в Петербурге десять лет, но выполнено всего несколько процентов от плана. Тот закон, который был, не позволял проводить в полном объеме реновацию»,— подчеркнул господин Васильев. Авторы законопроекта отмечают «острую актуальность проблемы обновления жилищного фонда» в стране и предлагают решать ее через реновацию, ссылаясь на московский опыт. Напомним, закон, запускающий в Москве реновацию хрущевок и конструктивно схожих с ними домов, Госдума приняла в 2017 году, а переселение москвичей в новые дома началось год назад.Предложенные правила реновации для всей страны отчасти воспроизводят московские. Так, планы реновации должны пройти общественные обсуждения до того, как их утвердят органы власти. Жители домов, предполагаемых к сносу, должны быть извещены об этом заранее. В программу реновации можно включать только дома, жильцы которых дали на это официальное согласие.Принципиальным отличием всероссийской реновации от столичной является то, что в Москве освобождаемая после сноса домов территория может быть использована только под строительство жилья, тогда как регионам предлагается разрешить использовать и строительство других объектов, помимо жилья.

Более того, регионам предлагают дать право менять «целевое назначение земельного участка». «Право региональных властей использовать освобождаемые территории не под строительство жилья может привести к тому, что люди получит новые квартиры не там, где они привыкли жить»,— опасается общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере строительства Дмитрий Котровский. Он опасается, что реновация не коснется старых построек в центре городов, а под строительство «будут использовать бывшие промзоны на окраинах».Реновация в столице ведется за счет средств городского бюджета, а законопроект для остальных регионов допускает также «инвестиционный» вариант на принципах государственно-частного партнерства. В пояснительной записке к проекту говорится, что московский «опыт нельзя некритически перенести на другие субъекты РФ». Одна из причин в том, что «российские регионы не обладают такими финансовыми возможностями, которыми располагает столица». Поэтому московский вариант реновации допускает снос жилья кварталами, а в законопроекте для всей страны допускается реновация «в отношении отдельного многоквартирного дома», а также в «отношении квартала, микрорайона, района или их частей». Столичное правительство не включает в программу реновации аварийное жилье, а законопроект для всей страны допускает реновацию домов, «включенных в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда».

В регионах говорят о несопоставимости финансовых возможностей столицы и других субъектов РФ.

«Ставропольскому краю реновация не по карману»,— заявил “Ъ” один из депутатов краевой думы, в планах которой, по его словам, «обсуждение реновации не стоит». «Я слабо представляю, как программа реновации будет реализовываться в Самарской области, учитывая более скромные бюджетные возможности по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом. Сомневаюсь, что регион получит достаточное количество федеральных средств. Если же все-таки развернется масштабное строительство, местные компании могут и не потянуть большие объемы работ»,— сказал “Ъ” депутат Самарской губернской думы Александр Степанов. «Бюджет Москвы в 20 раз больше, чем бюджет Челябинской области. Инвестиционная привлекательность участков в Москве также в разы выше»,— отметил член комитета по строительной политике областного заксобрания Илья Бархатов. Он считает, что можно начать с реновации ветхо-аварийного жилья, но опасается, что «с точки зрения стоимости квадратного метра цена не сможет заинтересовать инвесторов».

«Такая программа — не по примеру Москвы, а с учетом региональной специфики — способна изменить ситуацию по стране»,— уверен глава комитета по экономической политике Ярославской облдумы Роман Фомичев. По его словам, нынешние программы и федеральные проекты в этой сфере «не способствуют устойчивому уменьшению жилья, которое является морально устаревшим, но еще не является ветхим и аварийным». Депутат Ульяновского заксобрания Айрат Гибатдинов назвал законопроект «нужным и своевременным»: «Он позволит подтолкнуть чиновников к принятию кардинальных мер по расселению людей из ветхого и аварийного фонда». «Реновация необходима, но такой закон вряд ли будет принят, ведь в регионах он не будет работать. Если участки под старыми домами будут предоставляться застройщикам, у нас появится больше обманутых дольщиков»,— опасается депутат Ростовского заксобрания Евгений Бессонов, по мнению которого «внесение такого закона просто уловка популистов».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что принятие законопроекта не приведет к запуску в регионах масштабных программ реновации хрущевок, как в Москве, но может позволить снять некоторые ограничения для инвесторов, заинтересованных в проектах редевелопмента. «Не менее важный вопрос, готовы ли производители строительных материалов к решению двух задач одновременно»,— говорит Дмитрий Котровский. Он напомнил, что, согласно президентскому национальному проекту «Жилье и доступная среда», в стране в ближайшие пять лет «нужно построить 120 млн кв. м нового жилья». Параллельно с этим в регионах может быть «запущена программа реновации», отмечает он. «И если не решить вопроса о мощностях производителей стройматериалов, то регионам не из чего будет делать ни нацпроект, ни реновацию»,— подчеркнул он.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/