Новости

Микрофинансовые организации притворяются банками, чтобы выдать кредит

Методы социальной инженерии стали использовать не только мошенники, но и микрофинансовые организации. Они звонят гражданам от имени банков и предлагают подойти за кредитом в офис. Однако реально звонки идут от микрокредитных компаний (МКК), которые за счет чужого бренда расширяют свою клиентскую базу. Банки говорят о репутационных рисках, в МФО требуют разбирательств, профильной СРО не хватает официальных обращений от пострадавших.

Как рассказали “Ъ” в банках, в конце лета начали поступать жалобы от граждан на сотрудников кредитных организаций, которые им сообщили об одобренном кредите наличными. Проблема в том, что офис, в который им предложили прийти за деньгами, по факту принадлежал не имеющим отношения к банку МКК. 

Эксперты предполагают, что имел место «холодный обзвон». «Еще относительно недавно недобросовестные участники микрофинансового рынка мимикрировали под крупнейшие банки, используя в названии их наименования, однако сейчас от подобных игроков рынок неплохо зачищен,— указывает председатель правления Руна-банка Александр Арифов.— Думаю, звонки от имени кредитных организаций — это продолжение той же истории».

По словам директора департамента правового обеспечения ХКФ-банка Александра Гонтаренко, подобные случаи создают для банка репутационные риски. В то же время, по словам партнера ЮБ «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, банку крайне сложно доказать клиентам непричастность к подобным звонкам, а взыскать что-либо с МКК нереально.

Участники рынка микрокредитования жестко негативно оценивают подобные практики. «Данная практика не просто некорректна, она бросает тень на весь рынок,— указывает коммерческий директор "Экофинанса" Леонид Дуленков.— По отрицательному опыту общения с вводящими в заблуждение микрокредиторами клиент будет судить о рынке в целом, и потому задача СРО и участников рынка совместными усилиями пресекать подобные практики».

Получение юридически значимых доказательств, в том числе и для подачи обращения в СРО, весьма проблематично, так как, по сути, их сбор возлагается на клиента. По словам Михаила Александрова, по подобным нарушениям крайне сложно собирать доказательную базу, нужны как минимум записи телефонных звонков, а граждане переговоры с банком обычно не записывают.

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное