Новости

Каждый второй заемщик допускает просрочку по потребительскому кредиту

БКИ «Эквифакс» и СРО «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) проанализировали, как банковские заемщики ведут себя после выхода на просрочку. Данные были получены на основе базы «Эквифакса» более чем из 329,2 млн кредитных историй физлиц, пополняемой всеми российскими банками, за исключением Сбербанка и банка «Русский стандарт», а также опроса около 1 млн должников, проведенного НАПКА. Согласно исследованию, хотя бы раз допускали незначительную по длительности просроченную задолженность (от 1 до 30 дней) 45% всех клиентов, взявших потребительский кредит.

Впрочем, около 72% должников возвращаются в график платежей. Объясняя причину внесения средств с опозданием, клиенты в 35% случаев ссылаются на забывчивость, 40% — на задержку зарплаты, 25% — на невозможность внести средства по причине отсутствия банкомата в месте нахождения, например, в отпуске или командировке.

На сроке просрочки от 30 до 59 дней доля заемщиков, возобновляющих выплату долга, значительно сокращается и не превышает 22%. Если срок неплатежа превышает 60 дней, лишь 9% граждан возвращаются в график платежей. В качестве причины продолжительных неплатежей половина должников называют финансовые трудности, вызванные потерей работы или снижением дохода. Еще 14% признают, что не рассчитали кредитную нагрузку, каждый десятый должник планирует оспорить долг в суде, примерно по 8% граждан не согласны с суммой долга или считают, что его можно вовсе не возвращать.

По словам гендиректора БКИ «Эквифакс» Олега Лагуткина, в большинстве своем заемщики, допустившие краткосрочную задержку платежа по кредиту, сделали это ненамеренно и с легкостью могут внести его, хотя и с небольшим отставанием от графика. «Снижение доли тех, кто в состоянии погасить просроченную задолженность длительностью более 30 дней объясняется тяжестью случившегося у них события», — добавляет он. При этом, по его словам, в случае неплатежа более 90 дней получить новый кредит в банках будет практически невозможно, за исключением каких-либо специальных программ.

В банках этого не отрицают. «Клиенты активнее гасят свою задолженность на ранних стадиях просрочки, так как в большей степени она носит технический характер»,— сообщили в пресс-службе ВТБ. «Если клиент в просрочке один день, то велика вероятность, что он просто забыл внести платеж,— отметили в Тинькофф-банке.— Если же он не платит 30 или 60 дней, а в это время банк уже активно напоминает клиенту о важности внесения платежей, то это может означать, что у него есть какие-то финансовые затруднения».

Светлана Самусева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное