Впервые с 2015 года в России продажи лекарств в аптеках снизились в натуральном выражении. По итогам января—сентября 2019 года было реализовано 3,8 млрд упаковок, что на 1,5% меньше, чем годом ранее. Негативная динамика может быть вызвана отсутствием всплеска эпидемий гриппа и ОРВИ из-за эффективной профилактики, проводимой Минздравом. Участники рынка не ожидают возобновления резкого роста рынка в ближайшем будущем и готовятся повышать эффективность действующих аптек.
По итогам первых трех кварталов 2019 года продажи лекарств в аптеках снизились на 1,5%, до 3,8 млрд упаковок, год к году. Такие данные приводит в своем исследовании DSM Group. Это первое падение рынка в натуральном выражении как минимум с 2015 года, когда за три квартала в аптеках купили 3,4 млрд упаковок лекарств, что на 0,5% меньше, чем в 2014 году, следует из данных аналитиков. За аналогичный период 2016 года продажи лекарств росли на 2,6%, до 3,56 млрд упаковок, 2017 года — на 4,4%, до 3,72 млрд упаковок, 2018 года — на 3,9%, до 3,8 млрд упаковок, подсчитали в DSM Group.
Продажи лекарств в аптеках в России по итогам трех кварталов
|
Источник: DSM Group.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк связывает негативную динамику с отсутствием всплеска эпидемий гриппа и ОРВИ, характерных для начала весны и осени. Помимо падения покупательской способности на рынке сказались и действия властей по профилактике гриппа, вторит гендиректор аптечной сети «Неофарм» Евгения Нифантьева. По данным Минздрава, на 17 октября было привито 33 млн человек. За оставшиеся месяцы 2019 года рынку в натуральном выражении будет сложно вернуться в плюсовую зону: по итогам 2019 года продажи снизятся на 1%, прогнозируют в DSM Group. Разогнать спрос мог бы затяжной и превышающий эпидемиологические пороги уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом, но Минздрав вспышки не прогнозирует, отмечается в исследовании.
Продажи сезонных препаратов в аптеках в России по итогам трех кварталов
|
Источник: DSM Group
В денежном выражении фармацевтический рынок растет, следует из исследования DSM Group. По оценкам аналитиков, по итогам первых трех кварталов 2019 года продажи увеличились на 1,9%, до 739,2 млрд руб., год к году. Заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков уверен, что вместе две тенденции указывают на рациональное поведение населения: препараты покупают реже, но эффективные и дороже.
Алексей Полухин, Мария Котова
По материалам Секрет фирмы