Газета Дело от 14.04.2017

Юрий Яшников, режиссер фильма "Похабовск": «Кино всегда требует инвестиций»

Режиссер легендарного фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири» Юрий Яшников рассказал, как чуть не потерял свои свадебные деньги, сколько стоит снять фильм в Иркутске и куда лучше инвестировать в кинематографе.

Про банки. Сам я, как физическое лицо, обслуживаюсь в Сбербанке. Всем очень доволен, не имею никаких претензий, желания перейти в другой банк не было. Как юридическое лицо имею два счета – в МТС-банке и Альфа-Банке. Кроме того, мы арендуем помещение у ГринКомБанка, но работаем с ним только как с арендодателем, а не как с финансовым учреждением.

Про отношение банков к клиентам. Я хорошо помню длинные очереди к кассам Сбербанка, эти маленькие окошки – наследие советских сберкасс. То, что с ним произошло в последние годы, – невероятная революция. Я это связываю с личностью Германа Грефа – передового руководителя, который смог вывести такую махину на новый уровень. Меня, как клиента, очень радует этот прогресс – особенно возможность пользоваться мобильным приложением банка и электронными переводами. Я вижу, что сейчас в обществе уже считается, что если у тебя нет карты Сбербанка, мобильного приложения, и тебе нельзя перевести деньги «в несколько кликов», то ты просто отсталый от жизни человек. Да и, если честно, я почти уже не знаю таких людей!

МТС-банк мне порекомендовали коллеги, и, кроме того, он находился в том же здании, где мы арендовали офис для нашей кинокомпании – это было очень удобно, отношение сотрудников нравилось. Однако в целом впечатление сложилось неоднозначное – у них довольно неудобная филиальная сеть. Стоило нам переехать, мы потеряли все преимущества соседства с банком, и с ним стало достаточно трудно работать из-за маленького количества офисов. Кроме того, сама банковская структура у МТС недостаточно современная. Для того чтобы иметь возможность работать через интернет, нужно было получить ключ на флешке, потом ее нужно было программировать, вставлять в компьютер, с которого планировался вход в личный кабинет, чтобы подтвердить свои действия. Спустя некоторое время ключ терял свою актуальность, и его приходилось перевыпускать. А для этого нужно позвонить туда, приехать сюда, сделать что-то еще…

В итоге это привело к тому, что, когда речь зашла о регистрации нового юридического лица, мы приняли решение сделать это в Альфа-Банке. Сожалений никаких. «Альфа» и МТС – просто небо и земля. Мобильное приложение Альфа-Банка может даже счета по фотографии считывать – не нужно бояться перепутать цифры, просто фотографируешь счет, нажимаешь «оплатить» – и готово!

Большую роль в этом выборе сыграл также имидж Альфа-Банка – очень привлекательный для предпринимателей. В последнее время в стране происходили истории с приостановкой лицензий банков, а «Альфа» создает ощущение надежности.

Про инвестирование. Я работаю в такой среде – кинопроизводстве, где всегда есть проект, требующий инвестиций. Поэтому у меня никогда не встает вопрос, куда деть свободные средства. Я пускаю их в создание новых фильмов. Ни разу не было такого – чтобы деньги были, а идеи не было.

Меня не интересует прибыль в чистом виде. Зачем она нужна, когда есть идея, которую можно реализовать, сделать некий продукт, который дойдет до людей, будет услышан, – это и есть лучшая инвестиция. Деньги, недвижимость, предметы роскоши мы с собой из этого мира не заберем. Поэтому накопительство не представляет особой ценности, по крайней мере, для меня.

Про кризис. Зачастую кино делается на относительно свободные предпринимательские средства. Поэтому кризисное время сказывается на кинематографе очень сильно, особенно – на региональном. Я пришел в кино как режиссер игрового фильма (с актерами), а сейчас вышло так, что я занимаюсь еще и документальным кино. Это не входило в мои планы, просто так сложились обстоятельства.

Напрямую с кризисом это никак не связано, а связано лишь с тем, что появились герои, о которых просто невозможно не снимать. Хотя недавно в Москве мы разговорились с одним режиссером, и он сказал, что сейчас многие наши коллеги ринулись в документалистику, потому что это дешевле и поэтому более реализуемо. Оказывается, таким вот образом наше кино сейчас выживает. Режиссеры переходят на другие жанры.

В 2013 году были средства – нам удалось снять большой игровой фильм – «Похабовск». Мы вложили в него 10,5 миллионов рублей. Это докризисные цены, сейчас эта цифра увеличилась бы раза в два. В прокат фильм вышел в двадцати с лишним городах России и собрал 23,4 миллиона рублей. Он стал самой кассовой региональной комедией в стране.

Я связываю это с тем, что продукт был действительно достойным, и сработало «сарафанное радио». Плюс, свою роль сыграло то, что половину бюджета мы потратили на продвижение фильма. Да, мы могли потратить на это и в два, и в три раза меньше денег, но потом в итоге во столько же раз меньше бы и получили, потому что никто бы просто не узнал о проекте. И, наконец, огромную роль сыграла талантливая и слаженная команда, каждый член которой вложил в этот фильм всю свою душу и силы.

Про валюту. С валютой у меня очень тесные отношения – я с ней ежедневно сталкиваюсь (смеется). У меня в бумажнике уже много лет лежит двухдолларовая купюра. Довольно редкая и уже весьма потрепанная. Она очень удобно разделяет у меня банкноты разных номиналов. Больше я особых отношений с валютой не имею (улыбается).

Я знаю много случаев, когда люди, видя, что происходит с курсом доллара, в период прошлогоднего кризиса, имея сбережения в рублях, приняли решение их обезопасить и перевести в доллары. Как только они это сделали, доллар начал падать, и в итоге люди потеряли много денег – хотя, казалось бы, вот он, надежный, заморский доллар… На финансовом рынке нужно уметь играть, нужно иметь ценную информацию о том, что в действительности с курсом будет происходить и понимание, как себя при этом вести. Это не всем дано.

Про мошенничество. Слава богу, с мошенничеством я никогда не сталкивался. Но у меня была другая ситуация, тоже малоприятная. На следующий день после свадьбы у нас с женой были куплены билеты в путешествие. И ночью после банкета мы решили закинуть деньги, которые нам надарили, на карту через банкомат Сбербанка, чтобы воспользоваться ими в поездке.

Автомат деньги «съел», но на карту зачислять их отказался. А сумма там была приличная. Представляете нашу реакцию – утром улетать, когда и как решать вопрос с возвратом денег – непонятно. Но все решилось на следующий день. Уже из пункта назначения я позвонил в банк, и они в течение нескольких дней перевели нам деньги. Но стресса и переживаний было немало… На банк никакого зла у нас не осталось – это была техническая неисправность, такое случается. Главное, что всё вернули.

Екатерина Бутина,
SIA.RU

 


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное