Новости и комментарии

Что могут предложить банки крупному бизнесу в условиях кризиса?

Темпы роста экономики замедляются, правила игры на рынке становятся все сложней. В таких условиях одни сходят с дистанции, оставаясь в стороне, другие – наоборот используют ситуацию для перехода на новый стратегический уровень и расширения своей доли рынка. Ведь, как говорят гуру деловых наук, кризис может быть отличным временем для скачка. Для бизнеса встает вопрос: стоит ли искать фондирование для развития производства и что сегодня могут предложить банки корпоративным клиентам? О рынке банковских услуг для крупных компаний, диалогах с клиентами в период кризиса и секретах выхода из самых сложных финансовых ситуаций рассказывает Андрей Почеснев, директор регионального центра «Сибирский», ЗАО «Райффайзенбанк».

- Какова отраслевая структура вашего кредитного портфеля юрлиц?

- Если говорить о портфеле крупных корпоративных клиентов, то в сибирском региональном центре Райффайзенбанка он на 50% сформирован за счет добывающих предприятий, а также металлургической и энергетической отрасли. 27% приходится на торговые компании, около 8% - на транспортные и стивидорные, 5% - на нефтегазовый сектор. Оставшиеся 10% - представители разных отраслей. В сегменте среднего бизнеса расклад немного иной, большинство наших клиентов – это торговые компании.

- Как изменилась отраслевая структура портфеля юрлиц за последние пять лет?

- За последние пять лет среди наших клиентов стало значительно больше производственных, транспортных и стивидорных компаний. Также в портфель добавились фармацевтические и пищевые (производство продуктов питания) компании. В последнее время мы отметили тенденцию к снижению доли энергетических и телекоммуникационных компаний в нашем кредитном портфеле. Но это общий рыночный тренд, связанный с централизацией управления в этих холдингах.

- Конкуренция на рынке банковских услуг сегодня колоссальная. Особенно в корпоративном сегменте, ведь число крупных компаний и предприятий ограничено. Как вы выстраиваете работу с сибирским бизнесом?

- Работая с разными отраслями на территории Сибири, мы ориентируемся на специфику, которая характерна для конкретных компании. Если это капитальные вложения, то предусматривается один формат сотрудничества, если это оборотное финансирование, то уже другой. В последнее время широко используются различные виды гарантийных и аккредитивных продуктов, набирает обороты международный факторинг, растет число "on-line" конвертаций валют по курсу биржи (в момент заключения сделки), осуществляются сделки хеджирования. Это те продукты, где ЗАО «Райффайзенбанк» может предложить одни из наилучших на рынке условий.

- ЗАО «Райффайзенбанк» входит в международную Группу Райффайзен Интернациональ. Как участие иностранного капитала влияет на ваших клиентов в Сибири?

- Формально мы российский банк, так что соблюдаем все те же стандарты и работаем по тем же законам, что и любой банк в нашей стране. Однако у нас есть свои преимущества. Например, в работе с крупным и средним бизнесом мы можем предложить клиентам в решении ряда вопросов использовать ресурсы других дочерних компаний Группы Райффайзен в Восточной Европе и в Азии. Интерес сибирских компаний к этим возможностям внешнеэкономической деятельности в последнее время растет. Если раньше это были разовые обращение в части расчетно-кассового обслуживания в той или иной стране, то сейчас мы проговариваем и устанавливаем совместные кредитные или документарные лимиты, переходим на более сложные структурированные продукты, усиливаем направление международного факторинга.

- В 2009 году у банков на балансе скапливались непрофильные активы, так как клиенты не могли гасить задолженности. Наблюдается ли сейчас тенденция к подобному развитию событий в Сибири?

- Говорить о росте непрофильных активов на балансе банков пока преждевременно. Сейчас прослеживаются только тенденции к ухудшению финансового состояния у некоторых компаний. Но это не носит системного характера и далеко от того уровня, когда уместно упоминать о признаках кризиса на предприятиях региона.

- Как вы выстраиваете диалог с компаниями, работающими в отраслях, которые переживают сложные времена? Находите подход?

- Райффайзенбанк открылся в России в 1996 году, так что опыт действий в условиях кризиса в экономике мы уже наработали. Однако в каждой отрасли и в каждом регионе есть своя специфика, которую нужно понимать и учитывать, поэтому единого стандартного подхода в работе с корпоративными клиентами в подобных условиях не существует. Райффайзенбанк традиционно сотрудничает с компаниями, которые являются локальными лидерами в своих регионах и отраслях. Однако в 2008 году и среди наших клиентов были те, кто оказался в кризисной ситуации. Но в большинстве случаев мы сумели найти выход из положения совместными усилиями. По опыту могу сказать, что главное - это желание собственников бизнеса решить проблему и восстановить показатели деятельности. Если такое желание есть и есть понимание причин кризиса на предприятии, то с банком можно прийти к компромиссу.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное