Новости и комментарии

ХКФ-банк попался в сети: ритейлеры наращивают число банков-партнеров

Рост закредитованности и ухудшение платежеспособности граждан привели к пересмотру отношений банков и торговых сетей. На фоне снижения кредитных продаж они не столь избирательны, как раньше, и теперь предпочитают наращивать, а не ограничивать число банков-партнеров. Так, ХКФ-банк пустили к себе в дополнение к существующим финансовым партнерам и "М.Видео", и "Медиа Маркт", несмотря на его прямую аффилированность с их основным конкурентом -- сетью "Эльдорадо".

О том, что ХКФ-банк в ближайшее время появится в торговых сетях "М.Видео" и "Медиа Маркт", "Ъ" рассказали несколько источников на рынке POS-кредитования. В "Медиа Маркте" сообщили, что начали пилотный проект с банком во всех магазинах, до конца октября проанализируют результаты и примут решение о дальнейшем сотрудничестве.

В последние пять лет ХКФ-банк ни в "М.Видео", ни в "Медиа Маркте" не присутствовал, несмотря на то что в течение многих лет является лидером на рынке POS-кредитования (по данным Frank Research Group на 1 сентября, на его долю приходится 25% этого рынка по объему портфеля POS-кредитов -- 57,4 млрд руб.). Официально причина отсутствия ХКФ-банка в последние годы в двух крупных торговых сетях не озвучивалась. Впрочем, как ранее сообщал "Ъ", причиной разрыва отношений "М.Видео" и ХКФ-банка в начале 2010 года стала аффилированность последнего с одним из ключевых конкурентов "М.Видео" -- торговой сетью "Эльдорадо". Ее приобрела чешская группа PPF, структуры которой владеют и ХКФ-банком. По словам участников рынка, этот же фактор сдерживал от сотрудничества с данным банком и "Медиа Маркт".

Интересно, что если ранее торговые сети ограничивали число банков партнеров, заменяя одних на других в ходе проводимых тендеров, то сейчас с ХКФ-банком готовы работать при сохранении отношений с уже существующими банками-партнерами. Причиной повышения лояльности торговых сетей могло стать снижение кредитования в торговых сетях на фоне ужесточений ЦБ в регулировании сегмента потребкредитования, а также роста закредитованности и ухудшения платежеспособности населения. По данным НБКИ, сейчас более 10 млн человек обслуживают более одного кредита одновременно. По данным ЦБ, на 1 сентября с начала года объем просроченных розничных кредитов увеличился на 38,17%, а их доля выросла до 5,5%. В результате за восемь месяцев текущего года объем кредитов на приобретение товаров в торговых сетях сократился на 13,6%, или 36 млрд руб., в абсолютном выражении -- до 229 млрд руб. При этом участники рынка не ждут существенного улучшения ситуации даже в конце года в период традиционно высокого сезона.

Сокращение активности банков в POS-сегменте напрямую ведет к падению доли кредитных продаж у ритейлеров, что невыгодно последним. Так, по данным "М.Видео", по итогам трех кварталов текущего года доля кредитных продаж составила 12,3% против 15,1% за аналогичный период прошлого года. При этом оптимальной в торговой сети считают долю 14-15%.

Ксения Дементьева, Павел Белавин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное