Новости и комментарии

Как реальный сектор отреагирует на финансовые катаклизмы?

Бизнес взглянул в окно невозможностей. Открывшийся пейзаж вызвал шок

 
Несмотря на общую хаотичность происходящего на финансовом рынке и проблемы с прогнозами даже на дни вперед, компании и банки готовятся жить в новых условиях. Банкиры начали пересматривать ставки по кредитам, в том числе задним числом. Состояние бизнеса его представители характеризуют как "близкое к истерическому" и уже предлагают государству полностью перестроить банковскую систему для поддержки реального сектора экономики.

Ставки сделаны

Вчера днем во всех банках проходили экстренные совещания и заседания кредитных комитетов, обсуждавших, что делать с заемщиками в связи с изменением ставок ЦБ. Большинство опрошенных "Ъ" банкиров были мрачны. "Если после решений регулятора не последует послаблений по нормативам и резервам, случится финансовый апокалипсис: ставки по кредитам придется повышать, и компании с такой нагрузкой не справятся",-- говорит один из них. "Мы не можем не отреагировать повышением ставок. Это означало бы взять убытки на себя",-- подтверждает глава блока "Корпоративный бизнес" Альфа-банка Максим Першин. "Кому-то мы поднимем ставку, а из каких-то кредитов постараемся выйти из-за чрезмерной рискованности, предъявив их к досрочному погашению из-за нарушения ковенант",-- предупреждает топ-менеджер "дочки" иностранного банка.

В ряде банков пересмотр ставок, включая выданные ссуды, уже начался -- многие договоры это позволяют, указывают собеседники "Ъ". "Сейчас мы подняли ставки до 18,75-24,5% годовых",-- сообщил зампред МДМ-банка Алексей Чаленко. "Мы увеличили ставки по текущему портфелю ровно настолько, насколько это сделал ЦБ,-- уточнил зампред банка "Уралсиб" Алексей Гонус.-- Теперь они находятся на уровне 21-28% годовых". И это не предел, уточняет зампред Связь-банка Владимир Мамакин.

Источники, близкие к госбанкам, сообщили, что регулятор не давал рекомендаций по удерживанию ставок для заемщиков.

"Значительное увеличение ставки ЦБ создало необходимость переоценки условий работы с клиентами, чем сейчас и занимается банк",-- сообщили в пресс-службе ВТБ.

Вопрос о том, сможет ли бизнес обслуживать кредиты по более высоким ставкам, остается открытым, признают участники рынка. Некоторые, например вице-президент Военно-промышленного банка Юрий Колток, думают, что кредитовать реальный сектор можно и при такой ставке (сам банк взял паузу в выдаче новых кредитов). "В 1998 и 2008 годах ставки по кредитам доходили до 100%, и на любых уровнях находятся заемщики, которые могут их обслуживать",-- признает Владимир Мамакин. Но ряд банкиров ждет, что после Нового года ЦБ все-таки вернет ставку на прежний уровень.

Шок сейчас у всех

"Новая ставка непосильна для предприятий реального сектора: если прибавить к 17% собственные расходы банков (тех, у которых есть возможность получать ликвидность у ЦБ) -- около 2%, создание резервов -- плюс 0,2%, налоги -- плюс 0,2%, премия за риск -- 1-5%, норма прибыли банка -- 1%, то получится 25%. И это для первоклассных заемщиков. Рентабельность в производственных и инфраструктурных компаниях значительно ниже. Если кредиты и будут браться, то только для спекулятивных сделок",-- уверен заместитель гендиректора "Базэла" Вадим Гераскин.

По мнению главы компании "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, повышение ставки может парализовать весь реальный сектор, больше всего пострадают те, кто ориентирован на внутренний рынок, особенно машиностроение.

В выигрыше могут оказаться отрасли, ориентированные на экспорт: угольщики, металлурги, нефтяники, уточняет эксперт, но при условии, что они не обременены внешним долгом. В ритейле, добавляет Михаил Бурмистров, напротив, скорее стоит ожидать потребительского бума: в 2015 году темпы продаж в рублевом выражении будут высокими, особенно по товарам длительного пользования, например, бытовой технике, электронике и косметике (о том, кто из бизнесменов остался спокоен на фоне общей финансовой паники, см. на www.kommersant.ru).

Сами бизнесмены в целом подтверждают эти прогнозы. Источник "Ъ" среди трубников говорит, что ситуация чревата двумя проблемами: первая -- окупаемость уже сделанных вложений в модернизацию, под которую брались валютные кредиты, растягивается на неопределенные сроки, вторая -- при удорожании кредитов трудно финансировать операционную деятельность, в частности закупки металла. "На повестке строительство "Силы Сибири", но если "Газпром" не увеличит размер авансирования (сейчас до 40%.-- "Ъ"), сроки реализации проекта придется корректировать",-- считает трубник.

Представитель КамАЗа Олег Афанасьев сообщил "Ъ", что для автозавода основная ближайшая проблема будет связана с удорожанием лизинга, на который "завязано большинство продаж" грузовиков. Источник "Ъ" среди железнодорожных операторов также опасается, что лизинговые компании могут пересмотреть условия договоров, а банки -- сократить или закрыть выданные, но неиспользованные лимиты. Этого же боятся авиакомпании. Многие опасаются предъявления кредитов к досрочному погашению. "Общее состояние близко к истерическому",-- говорит один из операторов. Советник гендиректора ООО "Скания-Русь" Андрей Чурсин соглашается, что "шок сейчас у всех".

Хуже есть куда

Несмотря на то что прогнозировать развитие ситуации никто не берется даже в перспективе нескольких дней, многие компании уже начинают пересматривать бюджеты и инвестпрограммы. Об этом говорят нефтяники, благоприятная экспортная ориентация которых нивелируется падением цен на нефть, и химики. Но ориентиры изменились -- если еще в начале декабря уровень цен на нефть ниже $60-70 за баррель казался критическим, то теперь он стал оптимистичной планкой.

Замгендиректора НПК "Уралвагонзавод" Андрей Шленский также заявил "Ъ", что повышение ставки ЦБ "ставит в зону риска все новые инвестпроекты".

Некоторые участники рынка, например продавцы и производители автомобилей, все еще надеются на помощь государства. Но, например, глава Минсельхоза Николай Федоров вчера допустил, что из-за резкого роста ставки может свернуться программа льготного кредитования АПК.

Глава исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин объясняет, что сейчас субсидирование процентов по кредитам привязано к ставке рефинансирования ЦБ, которая осталась на уровне 8,25%. В свиноводстве и птицеводстве государство субсидирует 5,5%, эффективная ставка при этом могла находиться в диапазоне 6-8%. При повышении ключевой ставки ЦБ до 17% и сохранении субсидирования 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, для инвесторов стоимость кредита увеличится почти вдвое.

Энергетики ждут традиционного серьезного ухудшения платежной дисциплины, говорит глава НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая. Это, в свою очередь, "приведет к необходимости увеличения объемов кредитования гарантирующих поставщиков, что затруднительно в новых условиях".

На этом фоне у участников рынка возникают самые нестандартные предложения. Вадим Гераскин, например, среди достаточно расхожих мер по валютному и банковскому регулированию называет необходимым создание Центробанком системы специализированных госбанков, кредитующих ключевые отрасли экономики, капитал каждого из которых должен быть не менее 250 млрд руб., и обеспечить через них предоставление длинных субординированных целевых кредитов.

Отдел финансов, отдел бизнеса, отдел потребрынка


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное