Новости и комментарии

Кеглем по банкам

Госдума готовится запретить использование мелкого шрифта в договорах с клиентами. Эта проблема особенно актуальна для банковских заемщиков, однако новый закон вряд ли решит их проблемы. Банки планируют обходить новые требования, отправив дополнительную информацию об условиях договоров на свои сайты. Информация в таком формате может меняться как и когда угодно, а в случае спорных ситуаций, в отличие от бумажного договора, ничем не поможет клиенту в суде.

Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, которым вносятся изменения в закон "О защите прав потребителей", а именно запрещающий предоставлять информацию о товарах (работах, услугах) мелким нечитаемым шрифтом, следует из повестки заседания Госдумы на 13 января. "Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но написанные мелким, практически нечитаемым шрифтом. Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям для стороны договора",-- сообщается в пояснительной записке к документу.

Обсуждение вопроса о недопустимости мелкого шрифта в договорах с потребителями началось еще в 2013 году, однако до рассмотрения дело дошло только сейчас. "Мелкий шрифт может использоваться в договорах вклада или открытия счета, и одна строчка мелким шрифтом, содержащая существенные условия, может менять смысл всего договора",-- указывает руководитель банковской секции союза по защите прав потребителей финансовых услуг Финпотребсоюза Михаил Беляев.

Законопроект призван фактически закрепить на уровне закона уже сложившуюся судебную практику, указывает эксперт по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Олег Иванов. Он напоминает, что еще в 2010 году ФАС Московского округа отмечал, что шрифт в договоре должен соответствовать СанПиН "Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых", где установлены четкие требования к размеру шрифта, который может быть использован. Аналогичные выводы делал и ФАС Уральского округа в 2011 году.

У законопроекта высокие шансы на одобрение.

Впрочем, активная забота о том, чтобы потребителю было удобнее знакомиться с условиями договора, может привести к тому, что сами договора банковского обслуживания будут существенно сокращены, а основная информация будет размещена в форме публичной оферты на сайте банка. "Нет необходимости печатать весь договор крупным шрифтом, поскольку часть общих условий можно вынести в публичную оферту и разместить на сайте",-- считает начальник Центра развития сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП-банка Павел Нуждов. С ним согласен руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Михаил Повалий: "Договор с общими условиями на 50-70 листов вряд ли кто-то будет читать, а индивидуальные условия договора вполне можно разместить на одном листке бумаги".

Такой подход со стороны банков грозит новыми рисками для их клиентов, предупреждают юристы. Проблемы могут возникнуть, если в случае спорных ситуаций клиент решит обратиться в суд. "Российские суды предпочитают иметь дело с бумагой, заверенной печатью, и с электронными документами работают весьма неохотно,-- отмечает председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго.-- Кроме того, оферта на сайте банков может измениться, поэтому сразу после заключения договора с банком физлицам, чтобы обезопасить себя на случай возможных судебных разбирательств с банком, придется заверять публичную оферту у нотариуса".

Вероника Горячева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное