Новости и комментарии

ЦБ предложил единые правила по возврату навязанных банками страховок

ЦБ включился в работу над законопроектом, защищающим граждан от навязывания банками коллективного страхования при кредитовании. Сейчас отказаться от такой страховки заемщик не может, поскольку его присоединяют к уже заключенному банком договору. Банк России не только поддерживает законодательное введение возможности отказа потребителя от навязанной услуги в течение определенного времени, но и предлагает при отказе от нее возвращать всю сумму, уплаченную банку, в том числе и его агентское вознаграждение. Против выступает Минюст. Последнее слово за правительством.

В распоряжении “Ъ” оказался ответ Банка России на письмо «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). ЦБ сообщает, что предложил внести в проект закона, разработанный Минюстом, норму, предусматривающую возможность заемщика воспользоваться периодом охлаждения (время, в течение которого можно бесплатно отказаться от страховки) по договорам коллективного страхования. Сейчас воспользоваться опцией можно только по индивидуальным договорам страхования в течение 14 календарных дней. Также, по мнению Банка России, необходимо закрепить в законопроекте право заемщика требовать от кредитора возврата денежных средств не только в счет компенсации его расходов на уплату страховой премии, но и в размере всей полученной банком суммы за страховку. При досрочном погашении — за вычетом части суммы пропорционально времени, в течение которого действовало страхование.

В нынешней редакции законопроект предусматривает возможность заемщика в течение 30 календарных дней с даты досрочной выплаты кредита потребовать от страховщика вернуть уплаченную премию за вычетом части пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. Но если страхователем является кредитор, то есть при получении кредита заемщик был присоединен к договору коллективного страхования, он сможет получить только те средства, которые пошли на уплату премии, без агентского вознаграждения банка. По словам экспертов, на комиссию банку приходится от 50% до 90% от суммы, которую платит заемщик за страховку.

Общее мнение такое: защита прав потребителей должна быть одинаковой независимо от того, пользуются они коллективным страхованием или индивидуальным

Эксперты отмечают, что подход ЦБ оправдан. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, более 70% заемщиков не знают, что от страхования можно отказаться. «В рамках существующего законодательства регуляторы не могут пресечь практику навязывания банками заемщикам страховок,— говорит он.— Распространение на коллективные договоры периода охлаждения, хотя и не решит полностью эту проблему, все же предоставит гражданам шанс вернуть средства». При этом, по его словам, очень важно, чтобы заемщику при досрочном погашении кредита возвращали всю сумму за неиспользованный срок страхования.

Но разработчик проекта Минюст идею ЦБ не поддерживает. Там “Ъ” сообщили, что решение обозначенной проблемы выходит за рамки предмета законопроекта. «Единственной целью законопроекта является обеспечение возможности возврата заемщиком—физическим лицом части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением всех обязательств по договору потребительского кредита (займа),— пояснили там.— В связи с этим регулирование проблемы взимания кредитором-страхователем комиссии за подключение к программе страхования, в том числе ее размеров, не предусмотрено».

Разногласия ведомств предстоит разрешить правительству.

Светлана Самусева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

/ Коммерсантъ /