Сетевые дневники в России уже обрели столько читателей, что рекламодатели стали рассматривать их как одну из самых нестандартных и привлекательных рекламных площадок. Как зарабатывают в Интернете иркутские блогеры

Газета "Дело" №8 (364) от 23 апреля 2010г.

ДОХОДНОЕ МЕСТО


Пиши-продай

В блогах можно не только общаться, но и зарабатывать

Сетевые дневники в России уже обрели достаточное количество читателей, чтобы рекламодатели стали рассматривать их как одну из самых нестандартных и привлекательных рекламных площадок. Как зарабатывают в Интернете иркутские блогеры, выяснял корреспондент газеты "Дело".

По данным поисковой системы Яндекс, в российском Интернете на середину апреля было зарегистрировано 17,9 млн сетевых дневников, или попросту блогов. Чаще всего дневники ведутся на сервисах LiveJournal, LiveInternet и Mail.ru, но пользователи обычно называют их одинаково -- ЖЖ или "Живой Журнал" (от англ. LiveJournal). Большая часть блогов -- дневники отдельных авторов, но есть блоги и коллективные.

Однако среди миллионов персональных страниц совсем немного дневников, представляющих действительный интерес для большинства читателей и, соответственно, рекламодателей. Именно они притягивают к себе подавляющую часть аудитории и, собственно, формируют ядро блогосферы. Популярных блогеров, имеющих в своем арсенале более тысячи авторизованных читателей (френдов), называют "тысячниками".

Самый читаемый из иркутских блогеров, по данным Яндекса, пользователь langobard, в реальной жизни известный как доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета Сергей Шмидт, говорит, что в неделю получает, как минимум, одно предложение коммерческого смысла. "Спектр предложений самый разнообразный -- от рекламы соков до обеления репутации Дарьи Донцовой. Всегда отказываюсь. По крайней мере, пока", -- улыбается он.

Однако потенциальных заказчиков интересует не просто рекламное место в журнале, а возможность сделать рекламируемый товар предметом для обсуждений. Почти каждое сообщение популярных блогеров вызывает множество откликов от читателей: они его комментируют, обсуждают, делая тем самым популярным. "Чаще всего [рекламодатели] просят написать пост (запись в блоге, -- прим.СИА) 'в вашем стиле'", -- рассказывает Сергей Шмидт. При этом заказчики подразумевают скрытую рекламу.

Сами пользователи журнала -- читатели -- относятся к тому, что вынужденно становятся объектами рекламы, либо неодобрительно, либо равнодушно. Иркутский блогер под ником dadson пишет: "Когда я вижу блог с претензией на коммерцию, все эти петросянские ужимки и заигрывание с аудиторией, я выключаю его, как первый канал. Он теряет в интересе, когда теряет искренность. Это же как музыка".

Однако иркутский блогер, известный под ником diagrun (в реальной жизни -- Дмитрий Салко, директор по рекламе иркутской турфирмы) не согласен и считает, что реклама в интересном ЖЖ лояльности читателей не снижает: "Есть у меня во френдах один блогер, который рекламу не скрывает. Ну и отфренживать я его не буду, поскольку его дневник мне интересен. Мы же смотрим телевизор, хотя там есть реклама".

Между тем, блогеры продолжают зарабатывать в своих дневниках. По словам Шмидта, его знакомые, тоже блогеры, для которых заработок в ЖЖ является чуть ли не основным источником доходов, в таких случаях применяют следующую тактику: "Размещают оплаченный пост с ироничным примечанием 'пост проплачен' такой-то компанией. Вроде не соврал, а читатели в сомнении -- на самом ли деле блогер продажный".

На вопрос, можно ли заработать себе на жизнь ведением сетевого дневника, ответы тоже получены разные. По мнению директора медиа-группы "БайкалТелеИнформ" Михаила Дронова, популярными становятся блоги достаточно умных людей, уже добившихся чего-то в жизни: "Они и в реале имеют неплохой доход. Зачем им портить репутацию из-за мелких сумм?".

Сергей Шмидт не согласен: "У меня есть пара знакомых в Москве, для которых заработок в ЖЖ если не основной, то сопоставим с доходом на основном месте работы". По словам опрошенных блогеров, расценки на рекламу в самых популярных ЖЖ (свыше 10 тысяч френдов) начинаются от $400 и достигают $1000. К слову, таких дневников в Рунете сейчас насчитывается более 600.

Для среднего блогера с аудиторией в 2-3 тысячи читателей и больше (таких дневников в Рунете свыше 9 тысяч) уровень предложения от заказчика составляет $200-300. Это стоимость 3-4 постов. При этом, по словам собеседников газеты "Дело", рекламодатель не ставит никаких требований по количеству комментариев к проплаченному посту -- разве что указывает, какие моменты, характеристики товара следует упомянуть. Но бывает, что обходится и без этого.

Дмитрий Салко добавляет, что вознаграждение блогера не обязательно имеет денежный эквивалент. "Допустим, автор хорошо разбирается в компьютерной технике, и аудитория в этом вопросе доверяет ему. В этом случае компания, выпустившая на рынок техническую новинку, предлагает блогеру оценить ее качества, предоставляя в пользование опытный экземпляр. Он тестирует, выкладывает свои суждения по этому поводу, а аудитория с ними знакомится. Пробник затем остается у него. Это могут быть не только товары, но и услуги -- туристический или ресторанный сервис, поход в кино или косметический салон".

Такой вид рекламы -- на условиях тестирования -- не вызывает у читателей отторжения, считают собеседники. "Френды с интересом изучают фотоотчеты от блогеров из топ-10, которых заказчики регулярно возят в различные курортные местечки. Разумеется, бесплатно" -- замечает Салко.

В Иркутске подобные акции также имели место. Студия Nail-cafe сразу после открытия пригласила нескольких местных ЖЖ-авторов (в основном, девушек) на бесплатный маникюр с условием опубликовать в дневнике свои впечатления. Аналогичный прием применил прошлой весной владелец бара "Чешская пивоварня" Юрий Коренев. Он собрал около семидесяти иркутских блогеров в баре на бесплатную дегустацию двух новых сортов пива. Условий обязательного постинга по итогам мероприятия спонсор не ставил, но большинство ЖЖ-юзеров и так отметилось положительными постами. "Атмосфера была на редкость дружеской. Были предприниматели, журналисты, офисные работники, студенты -- большинству понравилось и пиво, и организация вечера, -- вспоминает Коренев. -- Медийный эффект получился хороший, но рублем его нельзя оценить. Точнее, на финансовой составляющей бара это почти не отразилось. Да и мои затраты были небольшими -- что-то около 30 тысяч рублей. Правда, интересная фишка -- прочитав о дегустации в ЖЖ, один новосибирский блогер заказал у нас партию пива. Немного -- в частных объемах".

Отметим, что хотя у блога, как продукта сетевого, нет жесткой зависимости от географии его владельца, пока только одному иркутскому жж-юзеру удалось попасть в топ-500 блогеров по авторитетности (langobard -- 286 место и 3,1 тысячи читателей). Причина, по мнению опрошенных блогеров, в том, что иркутяне пока не ставят перед собой задачу "монетизировать" блог: качественные набросы (пост, провоцирующий наибольшое количество комментариев, что, соответственно, повышает авторитетность блога) пишутся "по велению души", не специально, так как задачу заработать на дневнике никто всерьез не ставит. Хотя потенциал и интерес к ЖЖ есть: по подсчетам Шмидта, в Иркутске больше сетевых дневников, чем в любом другом регионе России, если соотносить с количеством жителей.

"И такая неразвитость блогов как рекламных площадок имеет место не только в Иркутске, -- уверен Салко. -- Рынок можно уже оценить как сверхперспективный, но, по сути, он дикий. Года через три сформируется. К счастью, или к несчастью".

Дело в блоге

Зарабатывать в блогосфере можно, разумеется, не только на рекламе, но и на продаже собственных товаров. К примеру, в иркутском жж-сообществе handmade_irk зарегистрировано сегодня более 100 пользователей, которые продают в блогах изделия собственного производства. У некоторых заработки сравнимы со средней зарплатой по Иркутску.

К примеру, иркутянка Юлия К. специализируется на изготовлении бижутерии из полимерной глины, валяной шерсти, драгоценных и поделочных камней. Средняя стоимость ее поделок составляет 800 руб. В месяц мастеровитая блогерша изготавливает 35-40 изделий и зарабатывает около 14-16 тыс рублей -- чуть меньше, чем получала на должности менеджера по рекламе, пока не решила оставить работу ради любимого дела.

Популярность ее товаров в Интернете привлекла к ней интерес и владельцев обычных магазинов. Недавно Юлии предложили выставлять свои изделия в двух торговых точках. Новые каналы сбыта повысили спрос на ее продукцию, которая теперь расходится полностью, без остатков.

Примечательно, что рассказывать о своем деле в печати Юлия соглашается только анонимно: ее предпринимательство никак не зарегистрировано, а законная форма бизнеса пугает налогами и "страшными историями про то, как 'кошмарят' малый бизнес".