Новости / Экономика

По всем городам российским улицы мостят тротуарной плиткой, и это уже не новый, а устойчивый тренд. Мэры городов уверяют, что это красиво

По всем городам российским улицы мостят тротуарной плиткой, и это уже не новый, а устойчивый тренд. Мэры городов уверяют, что это красиво. Но заводик по производству плитки часто принадлежит жене мэра, реже — сыну или еще какому-нибудь близкому человеку.

Намерение мэра Москвы Сергея Собянина заменить около 4 млн квадратных метров асфальтового покрытия тротуаров на плитку вызвало у москвичей вздох облегчения. Дело не в том, что надоел асфальт. Просто все встало на свои места. За долгие годы правления Юрия Лужкова все как-то привыкли к тому, что у мэра города должна быть жена, а у жены в этом городе -- бизнес.

Коммерческий опыт Ирины Собяниной не мог не заинтересовать аналитиков. Еще осенью 2010 года сотрудники центра антикоррупционных исследований Transparency International порекомендовали Собянину последовать пункту 2 ст. 11 закона N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и официально заявить о неизбежном конфликте интересов.

Суть этой статьи закона заключается в том, что любой государственный и муниципальный служащий обязан письменно уведомить своего непосредственного начальника о ситуации, при которой личная заинтересованность может повлиять на надлежащее исполнение служебных обязанностей. У Сергея Собянина такая ситуация возникает всякий раз, когда от мэра требуется принятие любого решения, так или иначе связанного со строительством или ремонтом дорог.

"В западных странах конфликты интересов разрешаются максимально открыто: чиновник публично признает факт возникновения такой ситуации и подробно описывает то, как он будет из нее выходить",-- говорит Елена Панфилова, генеральный директор центра антикоррупционных исследований Transparency International, отмечая, что в России все, конечно, по-другому.

На наш взгляд, борцы с коррупцией напрасно так набросились на эту историю с плиткой, уделяя особое внимание мэру Собянину и его жене. Они ведь не исключение. Последние несколько лет собственный плиточный заводик для многих семей российских мэров стал тем, что модники называют must have (то, что должно быть у каждого, попросту говоря).

"Почти что в любом городе за последние несколько лет асфальт меняли на плитку, и везде существует миф о том, что это плитка с заводика мэра,-- говорит много колесящий по России руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

Немалую роль в успехе предприятий, к которым так или иначе причастны главы различных городов России играют "настоятельные рекомендации". Ведь плитку можно укладывать не только на бюджетные деньги, но и на средства частных предпринимателей, обязав их облагородить именно этим материалом территории рядом с их офисами, магазинами, предприятиями.

Следует, однако, отметить, что в замене асфальта на плитку помимо коррупционной логики есть и другая, гуманистическая. Ведь плитка, как уверяют специалисты, более экологична, износоустойчива, красива, наконец. "Ее можно красить,-- убеждает заместитель директора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города" Владилен Прокофьев.-- За рубежом уже давным-давно используют разноцветную плитку на тротуарах -- одним цветом выделяется полоса для пешеходов, другим -- для велосипедистов. И служить она может гораздо дольше асфальта. При правильном производстве и грамотной укладке плитке не страшны ни сырость, ни перепады температуры".

Важна последняя оговорка -- про правильное производство и укладку. Срок службы отечественного асфальта, как известно, чудовищно недолог, но и плитка у нас почему-то недолговечна. Владельцы строительных фирм в тех городах, где мэры--первоукладчики плитки уже оставили свои кресла, радуются, что не сидят без заказов: выяснилось, что и плитку можно перекладывать ежегодно. "Мало того что некоторые строители кладут плитку некачественно, и потом приходится за ними все переделывать. Так еще и местные службы ЖКХ абсолютно не умеют с нею обращаться",-- сетует директор сибирской строительной фирмы. 

Жители "плиточных" городов радуются обретенной красоте только летом. "Да, конечно, плитку положили, город прямо преобразился. Осенью -- никаких тебе луж, все сухо и чисто. Но зимой... не тротуар, а телепередача "Звезды на льду", - жалуется блогер из Челябинска.
Зато "осметить" плиточные деньги можно гораздо проще и масштабнее, чем асфальтовые. Себестоимость тротуарной плитки ничтожна, а спрос довольно высокий, особенно если его подстегнуть из мэрии. Поэтому, будучи владельцем или негласным контролирующим лицом завода по производству плитки, можно тратить мало, а зарабатывать много, абсолютно правильно и объективно заполняя строительные сметы.

АННА ВАСИЛЬЕВА


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное