Новости / Экономика

Может ли Россия прокормить себя

Россия почти достигла независимости от зарубежного продовольствия, докладывают чиновники. Реальность сложнее — полный отказ от импорта невозможен.

АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Аграрная супердержава

"В этом году Россия может преодолеть стомиллионный рубеж по сбору зерна",-- заявил на прошлой неделе глава Минсельхоза Николай Федоров. А премьер Дмитрий Медведев даже порадовался, что Россия возвращает "статус аграрного государства", оговорившись, что делает она это "в хорошем смысле этого слова".

Ничего удивительного в этом нет: и чиновники, и эксперты, и участники рынка десятилетиями говорят, что у России в этой области очевидное естественное преимущество. Пока, впрочем, почти нереализованное. Наша страна "располагает 20% воспроизводимых плодородных земель мира с 55% мировых природных запасов чернозема, 20% запасов пресной воды", говорится в докладе группы экспертов Изборского клуба под руководством академика и советника президента РФ Сергея Глазьева. Дальше, правда, начинается спорное: "По своей ценности (эти ресурсы.-- "Деньги") в разы превосходят невоспроизводимые запасы наших углеводородов. Соответственно, в конкретных условиях Россия может в разы больше и дешевле производить и продавать продовольствия, чем углеводородов".

Успехи и неудачи

Главный из успехов, разумеется, хлеб. По данным FAO (Всемирная продовольственная организация ООН), за последнее десятилетие потребление зерновых в РФ составляет в среднем около 70 млн т в год (в 2013-м был собран урожай 92,4 млн т). Излишек идет на экспорт, в первой тройке покупателей российского зерна -- Египет, Турция, Арабские Эмираты. Между прочим, в египетской революции 2011 года не последнюю роль сыграло эмбарго на экспорт зерна, введенное Россией после небывалой засухи, напоминает главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Коротаев.

Еще одна история успеха -- мясо, причем не только в производстве, но и в импортозамещении. По данным Росстата, производство мяса в 2013 году составило 12,2 млн т (7,8 млн т в 2003-м).

"В начале 2000-х по свинине и говядине доля импорта составляла около 40%, в мясе птицы -- 70%,-- рассказывает глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.-- Российские производители не могли конкурировать с контрабандой, заниженными инвойсами и субсидируемой продукцией европейских и американских производителей. Два фактора помогли: первое -- девальвация 1998-го, второе -- грамотная и целенаправленная политика государства по поддержке отечественного производителя. С 2003 года для импорта и мяса птицы, и свинины, и говядины были введены тарифные квоты, ограничивающие объем импорта по низкой ставке таможенного тарифа. Кроме того, в рамках нацпроекта, а впоследствии и государственной программы развития АПК с 2005 года сельхозпроизводители получили доступ к относительно дешевым кредитам -- 2/3 ставки ЦБ. 80% птицы и свинины, а потом и все 100% проектов по производству говядины субсидировалось, в итоге ставка снизилась до 5-7%. Отечественное производство стало выгодным. Первыми это поняли иностранцы: американские фонды стали вкладываться в строительство птицеферм вроде "Куриного царства", французы, а также крупные отечественные импортеры, как, например, "Мираторг",-- в свинину. Производство мяса птицы выросло с 700 тыс. тонн в конце 1990-х до 3,8 млн тонн в 2013 году, а доля импорта сократилась с 70% до 10%. По свинине рост с 1,57 млн тонн в 2005 году до 2,8 млн, сокращение импорта с 40% до 25%. И это при быстром росте потребления мяса за десятилетие -- с 42 до 75 кг на человека в год".

Схожие истории есть и в других отраслях. Сейчас Россия, по данным Росстата, производит 4 млн т растительного масла в год, в основном подсолнечного. Это вдвое больше, чем в 2003-м. Экспорт растительного масла внушителен -- около 1,5 млн т (в основном в Турцию и Египет). Выросло производство яиц (41 млрд штук в 2013 году против 36,6 млрд в 2003-м, внутреннее потребление -- 39 млрд штук), впрочем, в последние три года наметилась стагнация.

Победа над импортом, однако, не фронтальна. Производство сырого молока, по данным Росстата, составляет 30,5 млн т и уже несколько лет плавно снижается (в 2000-х было 31-33 млн т), так же как и производство молочных продуктов. Импорт молока и молокопродуктов составляет около 8,5 млн т. Нет прогресса и по говядине.

Продаем дешевое, покупаем дорогое

Несмотря на внешне оптимистичные цифры физических объемов, ценовая структура российской внешней торговли пищевой продукцией не радужна. Характерная особенность -- экспорт товаров с невысокой добавленной стоимостью (так называемые soft commodities -- агросырье вроде пшеницы) и импорт нишевых товаров высокого качества. Например, экспорт российской пшеницы -- в основном поставки дешевых, часто фуражных сортов в Египет (исключение -- высококачественная алтайская пшеница), импорт -- дорогая пшеница из Франции и Канады. По рыбе -- экспортируется, по словам Гудкова, "сырье, как природа-матушка родила", импортируются же дорогие виды свежей рыбы, в основном из Норвегии и Чили.

В последние десятилетия Россия -- нетто-импортер продовольствия (4,5-5,2% мирового рынка). Отрицательное сальдо торгового баланса по пищевым продуктам выросло с 2000 по 2013 год в 4,6 раза, с $5,8 млрд до $26,9 млрд (см. график). Доля импорта в потреблении относительно стабильна, за последние десять лет колебалась в пределах 35-43%.

Есть удачи в импортозамещении, но, как правило, локальные. "Мы зависимы от массы областей, смежных с производством пищевой продукции,-- отмечает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игорь Поляков.-- Это и антибиотики, и ноу-хау в области селекции. А, например, в ранних овощах -- томатах, огурцах, технических культурах -- у нас нет ни климатических, ни технических (теплицы) преимуществ. Турция, Азербайджан, Голландия здесь стабильно выигрывают".

Въедливый импорт

Зависимость от импорта вряд ли удастся преодолеть и по другой причине. Истинная доля импорта в сельхозпродукции выше, если учитывать всю производственную цепочку. "Генетические линии молочного и мясного скота, свиней, инкубационные яйца -- все закупается за границей,-- отмечает Юшин.-- Канада, Дания, Ирландия, Франция, Германия. Случись что с теми же инкубационными яйцами, нас ждет падение производства".

"Научная школа генетики и селекции полностью утрачена, в области аквакультуры нам необходимо перенимать зарубежный опыт и одновременно растить своих специалистов,-- соглашается с коллегой Гудков.-- Мы готовы приглашать ученых из Норвегии, Японии, Израиля, чтобы они передавали знания выпускникам того же биофака МГУ или нового проекта по развитию аквабиотехнологий в лабораториях в Физтехе, основывали здесь научную школу".

"До 80% семян картофеля в крупных холдингах -- импорт, средства защиты растений (СЗР -- пестициды, гербициды, фунгициды) -- импорт на все 100%,-- рассказывает Абакумов.-- На российских химических заводах, производящих СЗР, действующие вещества закупаются на 90% за границей. Семена овощей почти все импортные. Тепличное хозяйство на 100% импорт. Короче, у нас вода, земля и рабочие руки. Да, еще бензин с соляркой. "Урожай по отверточной технологии" -- термин директора совхоза имени Ленина Павла Грудинина. Вот такая вот чучхе".

Так что в утверждениях чиновников, что, дескать, Россия может прокормить себя сама, немало лукавства. Главными, с точки зрения чиновников, продуктами -- зерном, картофелем, растительным маслом и сахаром -- мы действительно обеспечиваем себя полностью или почти полностью. Однако большее разнообразие уже требует импорта -- технологий, семян, компонентов, техники.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное