Новости / Экономика

Учебники для начальников: какой литературы не хватает российским MBA

В списках учебной литературы для МВА практически нет книг российских авторов, хотя отечественные кейсы были бы очень полезны для тех, кто собирается заниматься бизнесом в нашей стране. Поэтому бизнес-школы с нетерпением ждут, когда гуру российского бизнеса выйдут на пенсию и займутся творчеством.
 
Анна Гольдберг

Выпускники МВА-программ -- будь то российские программы или зарубежные -- в один голос твердят, что книги и учебники не главное, главное -- преподавательский состав. Живое общение, интерактив, передача опыта в режиме реального времени, много практических заданий. Тем не менее каждый студент за год обучения прочитывает от 50 до 200 книг бизнес-тематики.

Количество необходимой к прочтению литературы зависит не только от программы, но и от бэкграунда студента. Многое также зависит от бизнес-школы и даже от конкретного преподавателя.

Выбор стратегии

 
"Учебная литература -- важный, но далеко не единственный элемент обучения на программах MBA,-- рассказывает Людмила Сальникова, научный руководитель программы МВА "Связи с общественностью: стратегическое управление коммуникациями в бизнесе" на базе МГИМО.-- Всем нужны очень конкретные и практические знания, за этим на МВА и приходят. Вот почему порой более ценным оказывается раздаточный материал, который преподаватель выдает учащимся перед началом каждого занятия".

Обычно в такой материал входит распечатанная презентация лекции или семинара с понятиями, кейсами, ссылками на дополнительную литературу. Примерно той же схемы придерживаются в школе бизнеса МИРБИС, где в пакете раздаточных материалов огромные списки рекомендованной литературы на русском и на английском языках, но будет ли она прочитана, никто особо не контролирует.
Хелен Эдвардс, руководитель проекта библиотеки Московской школы управления "Сколково", говорит, что преподаватели все же стараются следить, чтобы рекомендованная ими литература слушателями читалась.

Несмотря на разницу в обучающих стратегиях, во всех бизнес-школах имеется заранее продуманный учебно-методический комплекс, и книги в них зачастую одни и те же. И они очень сильно отличаются от списков бизнес-бестселлеров книжных магазинов. Лидеры продаж в этом году -- "Харизма лидера" Радислава Гандапаса, "Сам себе МВА" Джоша Кауфмана и "Руководство по основам МВА для полного идиота" Тома Гормана. В бизнес-школах слушателям предлагается литература более элитарная, авторы в основном лучшие преподаватели MBA со всего мира. Но не из России.

Список рекомендаций

 
"По примеру лучших международных бизнес-школ в список обязательной литературы в Московской школе управления "Сколково" входят всеми признанные учебники в области финансов и экономики,-- рассказывает Хелен Эдвардс.-- Это "Экономика стратегии" Дэвида Бесанко, "Макроэкономика" Николаса Грегори Мэнкью, "Финансовый учет" Джона Вайлда".

В школе бизнеса МИРБИС упоминают те же труды, а кроме них -- книги о предпринимательстве. Например, под авторством Александра Остервальда, знаменитого работами в области бизнес-моделей ("Построение бизнес-моделей", "Твоя бизнес-модель" и другие). 

"Мы в "Сколково" также используем книги ведущих профессоров МВА -- их имена присутствуют в рейтингах лучших бизнес-мыслителей по версии Forbes, Financial Times, Economist и других,-- говорит Хелен Эдвардс.-- Прежде всего это "Дилемма инноватора" профессора Гарвардской школы бизнеса Клейтона Кристенсена, которую называли в числе важнейших книг своей жизни Стив Джобс и Джеффри Безос (основатель Amazon.com.-- "Деньги"), а также "Стратегия голубого океана" Чан Кима и Рене Моборн из бизнес-школы INSEAD".

Не доросли

 
По словам Елены Переверзевой, декана школы бизнеса МИРБИС, преподаватели на МВА-программах должны быть людьми специфическими, "академики здесь не очень полезны". "Это должны быть люди с уникальным сочетанием теоретических знаний и практических навыков,-- говорит Переверзева.-- И они, конечно, есть, но их мало. Еще меньше тех, кто умеет передавать этот свой уникальный симбиоз теории и практики на бумаге".

Людмила Сальникова из МГИМОговорит, что сейчас качество книг зарубежных авторов, как правило, выше, чем у книг российских авторов, которые нередко ограничиваются пересказом работ зарубежных коллег. "Но я считаю, что это только потому, что у нас еще мало опыта в сфере бизнес-образования,-- добавляет Сальникова.-- Оно только начинает развиваться в России, с годами ситуация будет меняться".

Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное