Новости / Экономика

Как остановить банкротства на туристическом рынке? Мнение иркутских экспертов

Около 130 тысяч россиян пострадали в результате банкротства 14 туроператоров. Об этом со ссылкой на пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирину Тюрину сообщает информационное агентство Росбалт.

«В результате банкротства 14 туроператоров в период с 16 июля по 15 сентября пострадало около 130 тыс. россиян. В том числе более 70% - клиенты пяти крупных компаний: «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-турне», «Южный Крест» и «Верса», — рассказала Ирина Тюрина.

Она отметила, что пострадавшими считаются туристы, которых пришлось досрочно вывозить с иностранных курортов из-за проблем с гостиницами и обратными билетами, а также те, кто не смог воспользоваться оплаченными турами. По ее словам, аналогичную «чистку» пережили и другие страны - прежде всего Европы. В 2010 году в Великобритании разорилась 41 компания.

Между тем, существующая система обеспечения надежности туррынка с момента своего формирования подвергалась критике со стороны региональных туристических компаний. Как отмечают в Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма, еще во время разработки федерального закона о гарантиях туристической деятельности члены СБАТ высказывали опасения по поводу действенности предложенных мер и прогнозировали череду банкротств крупных туристических агентств и операторов.

- Начало банкротств на российском туррынке надо отсчитывать не от недавних событий с питерскими фирмами, а с кризиса турбизнеса в Екатеринбурге летом 2013 года, - заявил «Телеинформу» генеральный директор туристической компании «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров. – И я считаю, что одной из главных причин кризиса является безответственность авиакомпаний: туристические фирмы и агентства квотируют места, но не оплачивают их, при этом авиакомпании продолжают перевозить эти неоплаченные рейсы. Один из представителей авиаперевозчика заявил как о своем подвиге - о том, что перевез три-четыре неоплаченных чартера. Я считаю, что это спровоцировало туроператоров и турагентства к безответственности и привело к серьезному кризису. Если бы перевозчик отказался везти первый же неоплаченный рейс, то пострадали бы 200 человек (и их ущерб было бы несложно компенсировать даже имеющимися в законе методами), однако, этого сделано не было, и в итоге масштаб бедствия оказался куда более значительным. Все игроки рынка, и, в том числе, перевозчики, сыграли свою роль.

Еще одна серьезная причина кризиса – это непрофессионализм крупных игроков. Они заигрались, деля рынок, отработали маркетинг, но общего видения ситуации, элементарного экономического и политического кругозора у них нет. Необходимо было учитывать факторы риска – скачек доллара, евро, внешнеполитические катаклизмы и другое. После Крыма было время подумать об этом. В итоге оказалось, что маркетинг работает, а анализа рынка – нет.

По мнению генерального директора туркомпании «Грин Экспресс» Вадима Копылова, причина банкротств – в том, что крупные игроки заигрались с дележом рынка:

- Процесс банкротств был давно ожидаемым. В 2009 году пронесло чудом, и только из-за того, что кризис пришелся на межсезонье. Дело в том, что крупные туркомпании живут с оборота, они готовы снижать цены, чтобы удержать свою долю рынка. Однако эта схема посыпалась, и из-за снижения спроса будут еще банкротства.

Когда принимали ныне действующий закон о туризме, мы много раз говорили об этой угрозе. И то, что сейчас пожарными методами затыкают дыры, неправильно. Более того, уже столкнувшись с неэффективностью существующих государственных гарантий туристической деятельности, федеральный центр отказывается менять схему этих гарантий. Предлагается просто увеличить финансовую нагрузку на работающие, добросовестные компании, тогда как мы считаем, что надо переходить к страхованию каждой турпутевки. По существующей схеме госгарантий получается, что невиновный платит за виноватого, добросовестные туркомпании платят за недобросовестных. В итоге получается – зачем подсчитывать свои риски, если Турпомощь вывезет? Не получился бизнес – сменю название и начну другую схему городить. Мы еще до принятия закона о госгарантиях туристической деятельности указывали на этот момент, но не были услышаны.

Еще одним фактором, который, по мнению иркутских туроператоров, негативно сказывается на ситуации на рынке туруслуг, является паника.

- Да, есть объективные сложности – рост доллара, снижение спроса на турпоездки, но с ними можно работать. Однако субъективные причины, такие как паника, снижение доверия населения к отрасли, – могут нанести определенный ущерб, - считает директор турагентства «РАМЭС» Игорь Лиманский. – Жизнь компаний зависит от бронирования: меньше оборотных средств – менее успешный бизнес. Но ситуация на туррынке – это не домино, нельзя сказать, что одна компания упала и это вызвало падение других. Нет, обанкротившиеся компании не связаны между собой. Глобального банкротства отрасли ждать не стоит, и раздувать это не стоит. У нас в Иркутске вполне успешно идет бронирование туров на зимний период в Таиланд. И туристам бронировать выгодно как раз сейчас – из-за роста курса доллара. А если этого не сделать, если подождать горящих туров, что произойдет? Скорее всего, просто останетесь на зимние каникулы в Иркутске. Потому что все операторы оптимизируют свою программу в связи со снижением спроса. Сезон состоится, фатальных разрушений не будет, но ждать больших дешевых распродаж туров не стоит.

Мое мнение, мое ощущение - что эта череда банкротств была выгодна ассоциации «Турпомощь». Сейчас эта структура на острие решения проблем: занимается экстренным вывозом туристов, брошенных обанкротившимися туркомпаниями. Однако еще совсем недавно, на отчетно-выборном собрании ассоциации, ее члены говорили о том, что не видят смысла вкладывать свои деньги в фонд турпомощи. И вот в июне начала резко банкротиться «Нева» - одна из крупнейших российских компаний, знаменитая еще и тем, что ее директор Владимир Стржалковский впоследствии стал главой Федерального агентства по туризму, выступившего инициатором разработки закона о государственных гарантиях туристической деятельности и создания фонда Турпомощи.

После банкротства «Невы» мы наблюдали банкротство «Лабиринта», в котором явно усматривается мошенничество: мы не услышали ни одного внятного объяснения, почему эта компания прекратила свою деятельность. Поднявшаяся на питерском рынке паника привела к тому, что люди просто прекратили бронировать туры, и по этой причине, как я считаю, произошло банкротство туркомпании «Верса».

По мнению Игоря Лиманского, большую роль в этом процессе играет субъективный фактор. Это подтверждается тем, что череда банкротств носит хотя и масштабный по количеству пострадавших, но локальный по территории характер – от нее в первую очередь страдает туррынок Санкт-Петербурга, а не всей страны.

Директор туркомпании «Спутник-Байкал» Константин Мамаджанов полагает, что в сложившейся ситуации становится очевидным – существующая модель туристического бизнеса не отвечает интересам населения.

- Та модель бизнеса, которая была взята на вооружение крупными компаниями и поддержана государством, и против которой бастовали региональные компании по всей стране, себя не оправдала, - считает он. – Виноваты те, кто играл с кредитами. Нельзя относиться к туррынку как к неодушевленному предмету: туристы – не продукт. Государство должно разделить ответственность за демпинг, за выстраивание пирамид в турбизнесе, потому что оно было заинтересовано в этом явлении: в какой-то момент повсеместная возможность выезда на отдых за рубеж стала доказательством того, что жизнь у нас в стране становится все лучше и лучше – любой может себе позволить съездить на теплые моря. Однако финансовые пирамиды, как правило, рушатся, и мы все это знаем. Слишком много внимания отводилось борьбе за доли рынка и слишком мало – самим туристам.

Генеральный директор компании «Экстра Тур» Екатерина Хитун считает, что рядом громких банкротств должны заниматься правоохранительные органы, поскольку есть подозрения на мошенничество:

- Сегодня на российском туристическом рынке присутствуют крупные игроки двух типов: те, у которых есть реальные активы, и те, у которых нет ничего, кроме названия и оперативной деятельности. Конечно, последние подвержены рискам и, при неблагоприятных обстоятельствах, могут оказаться в состоянии банкротства. Однако рядом громких банкротств, произошедших в последнее время, должны заниматься правоохранительные органы, в частности, прокуратура. На фоне реальных банкротств появились и те, кто решил попросту «слиться», присвоив себе деньги клиентов. В этой ситуации Турпомощь доказала свою жизнеспособность и действенность, этот инструмент работает.

Но надо думать, как уйти от схемы, при которой одни туроператоры платят за других. В Москве и Питере сейчас паника, и эта паника еще больше усугубляет положение туркомпаний. Что касается нашего региона, то продажи туров идут. Есть некоторая обеспокоенность людей, но нет кризиса. Другой момент, что курс валюты нестабилен, люди не знают – сейчас бронировать билеты на зимние туры или подождать до октября. Похожую ситуацию мы переживали в феврале-марте, тоже была непонятная ситуация по валюте. Однако сезон был пройден вполне успешно, хотя объемы турпотока несколько снизились. Но кризиса и банкротств не было и, я уверена, не будет.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное