Поручение проработать вопрос о целесообразности существования запрета на розничную продажу алкоголя дистанционным способом было дано Росалкогольрегулированию (РАР) и другим профильным органам исполнительной власти в понедельник на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщили "Ъ" источники в правительстве. В РАР "Ъ" подтвердили факт такого поручения, отказавшись от других комментариев.
Пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича (принимал участие в совещании у Дмитрия Медведева) Алия Самигуллина уточнила, что вице-премьер считает возможным снятие запрета на дистанционную торговлю в первую очередь вина. Но, добавляет она, не исключено, что разрешение распространится и на другие категории алкоголя. "Главным условиям снятия запрета является наличие механизмов контроля за данным сегментом торговли",-- отмечает госпожа Самигуллина.
Запрет дистанционной торговли алкоголем был установлен постановлением правительства РФ (N612 "Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом") еще 27 сентября 2007 года, однако в законодательстве ограничения такой торговли прописаны не были.
Исправить ситуацию в этом году решил зампред комитета по экономической политике Госдумы Виктор Звагельский, который внес свой законопроект: в нем предусмотрен комплекс мер, запрещающих различные способы дистанционной торговли алкоголем, в том числе через его продажу в комплекте с другими товарами. Последний способ обойти запрет пользовался особой популярностью у продавцов, когда формально алкоголь продавался в нагрузку с другими товарами.
Господин Звагельский сообщил "Ъ", что вопрос о дистанционной торговле обсуждался у господина Дворковича на совещании во вторник. "Я согласен с позицией вице-премьера и в настоящее время дорабатываю изменения в законопроект, которые позволят более гибко подходить к тем участникам интернет-торговли, которые работают добросовестно". По его словам, предлагается создать реестр компаний, которые смогут торговать алкоголем дистанционно, такой реестр будет находиться в ведении РАР. Эти компании, в свою очередь, должны будут иметь не только розничную, но и оптовую лицензию на торговлю алкоголем.
В имеющемся в распоряжении "Ъ" письме в Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) виноторговые компании "Вайнстайл", "Вайн-Бутик", "Мурведр", "Прогресо", "Савон-М", "Мультура" писали, что по статистике таких ресурсов, как "Яндекс", услугами интернет-ресурсов алкогольной тематики пользуются обеспеченные слои населения, возраст которых в 96,4% случаев больше 18 лет. При этом, указывали авторы письма, средняя стоимость бутылки, которую продают подобные сайты, составляет 1 тыс. руб. Предправления СПАП Дмитрий Добров, в свою очередь, отмечает, что при росте продаж товаров в интернете нынешние ограничения по торговле алкоголем приводят к тому, что легальный производитель вообще не имеет возможности использовать этот канал сбыта. "Он целиком и полностью занят поставщиками, продукция которых очень часто левак",-- говорит он.