Новости / Экономика

Чиновников-коррупционеров собираются заносить в «черные списки». Комментарии экспертов

Правительство РФ пытается бороться с коррупцией в органах власти – на минувшей неделе Минтруда по заданию кабинета министров представило законопроект, согласно которому предполагается создать реестр чиновников и силовиков, уволенных «за утрату доверия» в связи с коррупционными правонарушениями.

Под действие закона подпадут госчиновники любого уровня. По мнению создателей законопроекта, перспектива огласки способна остановить потенциального коррупционера.

Иркутские эксперты и политики (в основном, оппозиционные), к которым за комментарием обратился «Телеинформ», оптимизм федеральных чиновников насчет эффективности закона не разделяют.

- Есть два основных пути борьбы с коррупцией. Первый – репрессивный, создающий проблемы для возможных коррупционеров. Второй  – сделать так, чтобы от решения конкретного чиновника зависело как можно меньшее количество решений. Новая законодательная инициатива лежит в струе репрессивного пути. Штраф, тюрьма за большие взятки, а также проблемы с устройством на работу. Честно говоря, я не верю, что этот путь способен искоренить коррупцию, или сильно на нее повлиять, - считает председатель ИРО «РПР-Парнас» Михаил Васильев. -  Возможно, в какой-то мере «чёрный список» сможет оказать давление на чиновников, но у меня пока доверия этому варианту нет.

 

Например, чиновник принял решение, которое не соответствует должностной инструкции, и получил за это какое-то вознаграждение. У проверяющих его контролирующих органов есть выбор. Первый – наказать чиновника, то есть, «пустить» его по правовой системе, с последующими штрафами, тюрьмой и проблемами трудоустройства. Варрант второй – предложить ему поделиться (при этом самим стать коррупционерами). Чем больше чиновник рискует получить наказание, тем в большей мере заинтересованы те, кто должен его контролировать. А это тоже чиновники. Поэтому, в какой-то мере «чёрный список» будет действовать. Но, скорее всего, из-за страха, что те, с кем ты обязан делиться, тебя не прикроют, в угоду отчётам о раскрываемости. Может быть, какой-то эффект будет. Но, повторюсь, поскольку мотивация брать взятки остаётся, а полномочия чиновников  в России очень широки, то кардинальных изменений я не жду.

- Данная инициатива принесет некоторый положительный эффект - благодаря открытости данных списков общественное порицание конкретных коррупционеров будет усилено. Но все же это не рецепт решения проблемы, - замечает руководитель иркутской общественной организации «Клуб публичной политики» Павел Степанов. - Как мы знаем, увольнения чиновников в связи с коррупционными связями зачастую происходят выборочно. Выбирается так называемый «мальчик для битья», который наказывается по всей строгости. При этом имитируется, а не решается проблема коррупции.

Надо не «добивать» отдельных коррупционеров, а смотреть глубже и находить причины и мотивации к коррупции. Так что надо акцентировать внимание на борьбе с коррупцией, а не с отдельно взятыми коррупционерами, их карьера и так уже подпорчена.

- Это закон активно обсуждается на федеральном уровне. Кем-то озвучена информация о существовании некоего списка из 126 фамилий. Но пока не ясно, будет ли этот список федеральным, региональным или муниципальным, - замечает депутат городской Думы Иркутска Александр Квасов. - Либо сначала будет принят закон, а затем появятся подзаконные акты, обязывающие регионы создать такой же список областных чиновников. Будут ли созданы муниципальные «чёрные списки», и будут ли коррупционеры этого уровня внесены в единый список? При должной и качественной реализации законопроект можно назвать хорошей идеей. Но список должен быть аргументированным. В списке должны быть указаны не только фамилии, но и правонарушения. Либо должно быть указано, в какой должности чиновник работал, какие вопросы отслеживал, и какие подозрения на себя навлёк. Думаю, в данный момент готовится именно федеральный реестр чиновников, но далее список пойдёт вниз по вертикали власти. Чтобы не возникло ситуации, когда пойманный за руку чиновник из Иркутской области мог спокойно устроиться в другом регионе. Возможно, это будет единый сайт с единой базой региональных и муниципальных списков, чтобы у работодателя была возможность обратиться за отзывом к предыдущему работодателю.

- Тяжело однозначно оценить это начинание. С одной стороны, решение неплохое, с другой – не вполне ясно, какого эффекта можно достичь. Обяжет ли закон сверяться с реестром недобросовестных чиновников при приёме на работу? – задается вопросом  председатель ИРО политической партии «Демократический выбор» Сергей Беспалов. - Если обяжет, то закон можно назвать достойным. В противном случае будет трудно разорвать трудовой договор с работником, случайно обнаруженным в реестре. Пока механизм законопроекта не ясен. На первый взгляд, идея благая, требуется оценить реализацию. Пока мы не видим главного: будет ли этот список единым государственным списком дисквалифицированных и навсегда отстраненных от несения государственной службы лиц? Будет ли он носить государственный характер, и обязателен ли к применению?

Если мне не изменяет память,  в Трудовом Кодексе есть статья, по которой с некоторых должностей человека могут снять по определённым основаниям. Пока не очень понятно, как стыкуется законодательство с этой инициативой и техникой её исполнения. Кроме того, не стоит забывать о раздутом окологосударственном секторе экономики. Вполне может получиться так, что осуждённый человек пойдёт не на госслужбу, а в государственное унитарное предприятие. В общем, законодательную инициативу можно приветствовать. Но станет ли она эффективной в этой конкретной форме - большой вопрос.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное