Затраты на московские платные парковки оказались выше дохода, который получает от них бюджет. Но цель - разгрузить центр города - была достигнута. Десяток российских городов хотят повторить московский эксперимент.
АНАСТАСИЯ ГУБЕРТОВА, ОЛЕГ ХОХЛОВ
3 апреля зона платной парковки в Москве опять расширится. На этот раз в нее войдет всего одна новая улица -- Малые Каменщики. После того как в декабре прошлого года парковка стала платной практически на всех улицах в пределах Третьего транспортного, московские власти пообещали, что теперь будут действовать "точечно и исключительно по просьбам жителей и муниципальных депутатов".
В это нелегко поверить, но жители Малых Каменщиков действительно сами попросили включить их улицу в зону платной парковки. Дело в том, что она, хоть и считалась бесплатной, парковаться на ней все равно было нельзя -- из-за появившихся в декабре новых запрещающих знаков. Теперь автовладельцы по крайней мере получили право на приобретение резидентных разрешений, которые позволят им парковаться где угодно в пределах Таганского района за 3 тыс. руб. в год.
Расширяя зону платной парковки, московские власти с самого начала опережали собственные планы. Улицы внутри Садового кольца должны были стать платными лишь к 2015 году, улицы внутри всего ТТК -- к 2016-му.
Близкий к департаменту транспорта эксперт, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин полагает, что возле станций метро "Теплый Стан", "Речной вокзал", "Юго-Западная" ситуация сейчас еще хуже, чем в пределах Бульварного кольца до введения там платной парковки. В конце декабря главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов обратил внимание своих коллег-транспортников на необходимость разобраться с парковкой во дворах жилых домов. По мнению чиновника, она должна стать платной во всех районах города, даже в "спальниках" за пределами МКАД.
Согласно декабрьскому опросу "Левада-центра", 62% москвичей относятся к плате за парковку отрицательно, еще у 12% по этому вопросу пока нет определенного мнения. Но, скорее всего, за "просьбами местных жителей" дело не станет. Московское правительство уверено, что большей части москвичей платная парковка нравится.
Водители -- детям
С 1 ноября 2013 года платные парковки заработали 2 925 469 048 руб.-- эту цифру 18 марта "Деньгам" назвали в АМПП.
Согласно действующей схеме, доходы от платных парковок поступают в городской бюджет. Раз в год мэрия распределяет их между управами, чтобы те потратили их на благоустройство дворов или капитальный ремонт зданий.
Не ставя целью "получение прибыли", московские власти с самого начала не считались и с издержками: за два года на парковки потрачено в общей сложности более 16 млрд руб. Например, подключение к электросети первых 150 паркоматов обошлось бюджету в 262,3 млн руб. Средняя стоимость подключения паркомата, который стоит около 500 тыс. руб., составила 1,7 млн руб. При этом даже в 2012 году при помощи паркоматов стоянку оплачивало только 30% автомобилистов, в 2014-м -- всего 12%.
Сейчас паркоматов уже около 500. Их эксплуатация в этом году обойдется городу в 75,5 млн руб. До 27%, в два с половиной раза, с 2012 года сократилась и доля SMS-платежей. Только в этом году на обслуживание короткого номера 7757 город потратит более 67 млн руб. Мэрия не скупится и на менее очевидные статьи расходов. Например, на "информирование" москвичей о правилах пользования платными парковками в 2015 году будет направлено почти 69 млн руб.
Но самая большая статья расходов московского парковочного проекта -- эвакуаторы и штрафстоянки. На них за первые два года было потрачено более 6,8 млрд руб. У АМПП есть 168 собственных машин, но еще 150 таких же принадлежит подрядчикам -- компаниям "Мосгорлогистик" и "Сервис-Интегратор". Обе они заключили с АМПП пятилетние контракты. Первая, согласно его условиям, должна в течение пяти лет эвакуировать 766 тыс. автомобилей за 3,69 млрд руб. Вторая -- 383 тыс. за 1,71 млрд руб.
Эксперименты на местах
Хотя тратить наравне с Москвой ни один российский город, конечно, не в состоянии, идея брать деньги за стоянку приглянулась многим администрациям. "Проводятся встречи с представителями администраций других городов, например Санкт-Петербурга, Казани, Хабаровска, по вопросам развития парковочного пространства",-- рассказывают в АМПП. Уже появились платные парковки в Сочи, Калуге, Белгороде, близки к этому Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Ростов и Пермь.
Санкт-Петербург оценил запуск собственного парковочного проекта в 2,2 млрд руб.-- самый крупный бюджет после московского. В мае откроется пилотная зона на территории между Фонтанкой, Кирочной, Лиговским и Невским, рассчитанная на 2,9 тыс. мест. Час стоянки стоит 60 руб., штраф -- 3 тыс. руб. Оборудование тестовой площадки обошлось бюджету в 177 млн руб. На эти деньги были закуплены паркоматы, датчики слежения за наличием свободных мест, установлены информационные знаки, нанесена разметка и подведены инженерные сети. Около 70 млн руб. город потратил на создание диспетчерского центра. До конца года зона платной парковки расширится еще на 2,5 тыс. мест за счет территории между Невой и Кирочной, однако дальнейшее развитие проекта -- под вопросом.
Стоимость часа стоянки в Екатеринбурге -- 30 руб. В Москве в первое время брали 50 руб. в час (сейчас 80 руб. в пределах Бульварного кольца, 60 -- в зоне между Бульварным и Садовым, 40 руб. в час -- между Бульварным и ТТК). Отдача от проекта в Екатеринбурге, конечно, тоже существенно (но все-таки не пропорционально) меньше. Московские парковки в первый же месяц заработали 3,6 млн руб., екатеринбургские столько же собрали за целый год.
Когда в казне пусто
Проекты платных муниципальных парковок в форме государственно-частного партнерства пытаются запускать и в тех городах, где нет денег на пилотные зоны.
Например, в Краснодаре первую платную городскую парковку -- на полсотни мест -- открыли еще в конце 2013 года. Сейчас зона платной парковки в центре включает уже более 3 тыс. мест, до конца года их число вырастет до 5 тыс. Стоимость парковки -- 30 руб. в час или 300 руб. за сутки. Штраф -- 1 тыс. руб. Городской бюджет получает лишь 10% сборов, остальное -- компания "Городские парковки" (входит в группу "Ланит", один из крупнейших российских системных интеграторов). Срок действия инвестконтракта -- семь лет.
Затраты "Городских парковок" к настоящему времени превысили 150 млн руб. О размере сборов в компании не говорят, однако подтверждают планы запуска аналогичных проектов в других городах, например в Ростове, где власти собираются организовать такой же конкурс.
В начале апреля платные парковки появятся в Красноярске. Модель -- такая же. Местная IT-компания "Инфоком" выиграла конкурс на создание и эксплуатацию в течение пяти лет зоны платной парковки на 1,5 тыс. мест. Здесь все пока не так удачно, как в Краснодаре. Первые парковки должны были открыться еще в декабре, вся зона -- к началу марта. В "Инфокоме" рассчитывали, что весь проект обойдется компании в 71 млн руб. Зарабатывать компания собиралась начать спустя три с половиной года, общая прибыль должна была составить 18 млн руб.