Новости / Экономика

Почему металлурги одержали победу над автопромом?

Правила игры в господдержку не всегда помогают автопрому, полагает заместитель редактора отдела бизнеса Егор Попов

Фактическая победа металлургов в недавнем конфликте с машиностроителями из-за резкого роста цен на прокат на первый взгляд выглядит неожиданностью. Рынок привык, что государство щедро поддерживает автопром в кризис -- например, на этот раз компании выстроились в очередь за госгарантиями, правительство уже выделило 23 млрд руб. на утилизацию, на очереди старт льготного автокредитования и субсидирования лизинга.

На фоне этой прямой нагрузки на бюджет было логично предположить, что государство найдет и инструмент давления на богатых металлургов, у которых резко подскочила экспортная выручка из-за девальвации рубля. К тому же в 2011 году автоконцерны фактически победили в предыдущей ценовой войне: при поддержке Игоря Сечина, тогда вице-премьера, они подписали соглашения по выгодным формулам цены. А в аналогичном споре с производителями минудобрений государству недавно удалось добиться заморозки внутренних цен. Но в итоге, несмотря на заявления Минпромторга и ФАС о возможности введения экспортных пошлин на прокат, машиностроители подписали соглашения о поставках металла с ростом цен на 30-60%.

Мои источники называют различные причины победы металлургов. Одни прямо говорят о том, что их лоббистский ресурс значительно больше, чем у автоконцернов. "Машиностроители могут просить прямую господдержку, в спорах о рыночном ценообразовании их аргументы неубедительны -- металлурги отчисляют на порядок больше налогов",

-- говорит один из моих собеседников. Другой источник считает, что Минпромторг и другие ведомства "не готовы конфликтовать с металлургами", которые всегда "могут выйти на более высокий уровень". Еще одно мнение сводится к тому, что в правительстве решили не ограничивать металлургов в получении выгоды, поскольку "это позволит получать дополнительную прибыль, сохранять рабочие места и обеспечивать социальную стабильность без господдержки".

Впрочем, если вспомнить историю конфликтов из-за цен на металл, то автозаводы чаще проигрывали. Например, при падении авторынка в 2008-2009 годах конфликт выходил на уровень Владимира Путина, но цены на прокат все равно выросли в среднем на 20%. Победу автоконцернов в 2011 году многие мои источники объясняют не столько лоббизмом, сколько тем, что "времена были сытые" и "компромисс было найти легче".  Один из моих источников подчеркивает, что позиция правительства в том, чтобы и волки были сыты, а овцы целы: автозаводы господдержкой не обделены, а только в группе ММК работает примерно столько же человек, сколько и на АвтоВАЗе, и полноценная "сытость" Магнитки -- тоже вопрос государственного значения.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное