Новости / Экономика

"Последствия кризиса особенно сильно будут ощутимы в конце лета". Падение частного потребления превышает все ожидания

Данные Росстата о внутреннем потреблении и инвестициях в марте 2015 года подают смешанные сигналы. На фоне растущей безработицы стабилизировалась скорость сжатия реальных зарплат и потребления продовольствия. Падение капвложений, согласно оценке статистиков, замедлилось -- этого, впрочем, не обнаруживают альтернативные расчеты.

Предварительные данные Росстата о состоянии внутреннего спроса в первом квартале и марте 2015 года фиксируют разнонаправленную динамику занятости, доходов домохозяйств, частного потребления и капитальных инвестиций. За март работу потеряли еще 100 тыс. человек (общее число безработных -- 4,5 млн человек), а уровень безработицы вырос до 5,9% с 5,8% на конец февраля 2015 года. Вместе с тем, несмотря на ускорение годовой инфляции в марте до 16,9% (на 0,2 процентных пункта), темпы сокращения реальных зарплат замедлялись с той же скоростью -- до 9,3% в марте (минус 8,3% за квартал).

Игорь Поляков из ЦМАКП объясняет цифры Росстата высокой базой марта 2014 года, признавая, что с учетом сезонности за март реальные зарплаты снизились на 0,5% -- заметно меньше, чем за февраль (минус 1,3%). Поддержать позитивную динамику показателя должна замедляющаяся инфляция.

На этом фоне глубина падения частного потребления продолжает увеличиваться, превзойдя ожидания экономистов. В марте в годовом выражении оборот розницы просел на 8,7%

(консенсус-прогноз агентства "Интерфакс" -- 8,4%). Такой результат, согласно оценкам Росстата, обеспечило потребление непродовольственных товаров, которое снизилось в марте на 9,9% (на 7,1% в феврале и 6,8% -- в первом квартале). При этом потребление продовольствия, как и в феврале, снизилось на 7,5% (6,6% за квартал).

"Покупатель становится все более бережливым. Если в 2009 году россияне уже ко второму кварталу начинали оправляться от кризиса, то в текущей ситуации мы фиксируем последовательное ухудшение всех показателей уже на протяжении более чем шести месяцев -- с августа 2014 года.

Сейчас потребители проходят через период адаптации к новым ценам, и покупательские настроения сегодня, судя по всему, находятся на своем дне",-- делает вывод коммерческий директор "Nielsen Россия" Илона Лепп, исходя из исследования компаний потребительского сектора в марте. О продолжающемся снижении потребительских настроений свидетельствуют также опросы Росстата и ЦБ, которые, помимо прочего, фиксируют фактический отказ домохозяйств от покупок в кредит.

Относительным позитивом марта можно считать некоторое увеличение склонности населения к сбережениям. Впрочем, по оценкам ЦМАКП, на валютные банковские депозиты в марте граждане принесли больше, чем на рублевые. По мнению Игоря Полякова, в организованные сбережения возвращались деньги, которые хранились "под подушкой" или в ячейках, что скорее свидетельствует не о росте сберегательных настроений, а о некотором восстановлении доверия к банковской системе. "Цены такие, что сберегать нечего",-- соглашается Юлия Цепляева.

"Последствия кризиса особенно сильно будут ощутимы в конце лета -- осенью текущего года. Именно тогда будет более или менее понятна глубина кризиса и можно будет в полной мере оценить его последствия",-- убеждена Алла Салмина из Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Высшей школы экономики.

Алексей Шаповалов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное