Новости / Экономика

Русская торговая аномалия. Как торговля реагирует на укрепление рубля

В конце прошлого года импортные товары неожиданно сделались дешевле, чем за границей. Но короткий период русской торговой аномалии завершился резким повышением цен. Теперь продавцы их снижают. Но без аномалии не обходится и сейчас: на многих товарах еще не могло отразиться укрепление рубля — цены на них снижают, чтобы оживить торговлю.

ОЛЕГ ХОХЛОВ, НИНА ВАЖДАЕВА

Продуктовые скидки

Продуктовый ритейл, в частности "Ашан", "Дикси" и Metro Cash & Carry, анонсировал снижение цен в середине прошлой недели. "Заявления ритейлеров адресованы не покупателям, а поставщикам: в феврале и марте многие заблокировали поставки, так как сети отказывались брать товар по новым, более высоким ценам",-- считает финансовый директор кондитерской фабрики "Победа" Виталий Муравьев. Впрочем, цены на некоторые продукты действительно падают.

В X5 Retail Group "Деньгам" рассказали, что в супермаркетах компании на 10% подешевели некоторые марки майонеза, сыра и масла, картофель -- на 15%, капуста -- на 20%. В "Ашане" дешевеет рыба (минус 30% по сравнению с декабрем), а также крупы и консервы. Представители компаний объясняют снижение цен как укреплением рубля, так и сезонным фактором.

"Лето -- время "большого молока", и мы надеемся, что крупные производители молочных продуктов снизят цены на 10-15%. Впрочем, пока поставщики по разным причинам занимают выжидательную позицию",-- говорят в X5 Retail Group.

"Раньше других снижают цены поставщики скоропортящихся товаров, а у поставщиков импортных или импортозависимых товаров, продуктов с длительным сроком хранения еще не распродано то, что закупалось по высокому курсу",-- комментирует изменение цен заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов.

Снижение цен в продуктовой рознице отчасти связано и с тем, что осенью поставщики перестраховывались и поднимали цены необоснованно высоко, пытаясь компенсировать будущие риски.

"Игроки не знали, сколько продлится падение рубля,-- рассказывает глава потребительского общества РОСТ Леонид Абаюшкин.-- Поэтому дистрибуторы и некоторые торговые сети формировали цену на товары, исходя из худших прогнозов валютного рынка, ведь следующую поставку приходилось выкупать уже по новому курсу. Некоторое влияние оказывает и то, что части ритейлеров удалось договориться о новых условиях аренды".

При этом есть факторы, которые, напротив, играют на повышение цен. "Влияние оказывают подорожавшие кредиты, увеличение тарифов естественных монополий,-- объясняет Дмитрий Леонов.-- Кроме того, многие поставщики еще не компенсировали убытки, понесенные осенью. Рубль дешевел каждый день, а новые цены ритейлеры принимали от поставщиков в течение 45 дней. Нам удалось снизить этот срок до двух недель, но произошло это не сразу".

Одежный дисконт

31 марта о дисконте на 15% объявил московский ЦУМ. Подешевели женские, мужские и детские вещи, сумки и аксессуары.

После зимних распродаж этого года, когда многие продавцы сначала удвоили старые цены, а потом уже объявили скидки на 50%, веры в то, что стоимость предметов гардероба вернется к разумным значениям, немного.

Понятно, что многие продавцы получают новые коллекции в среднем за полгода до начала продаж. Из этого вроде бы следует, что, снижая сейчас цены (пускай даже незначительно), ритейлеры жертвуют маржой. Это не так.

"Летние коллекции действительно приходят в декабре-январе, но оплачивают их раньше -- в сентябре-октябре, а то и в августе,-- объясняет владелица магазинов марки Loriblu в торговых центрах Lotte Plaza, Crocus City Mall и "Кунцево Плаза" Александра Кузьменко.-- Мы выкупали коллекции, когда евро стоил 54-65 руб., но выставили их на продажу исходя из 80 руб. за евро, так как думали, что вещи из новой коллекции в марте-апреле придется оплачивать именно по этому курсу".

Худшие ожидания не оправдались, и теперь многие продавцы пересматривают цены, однако снижение не в полной мере отражает укрепление рубля. "Когда рубль подорожал на 20%, многие продавцы снизили цены на 15%, оставив пятипроцентный люфт в качестве подстраховки. Мы, например, поступили именно так",-- рассказывает Александра Кузьменко.

Электроника по сниженным ценам

По оценке департамента информационных технологий Москвы, за последние два месяца цены на электронику в столице снизились в среднем не более чем на 5% (рубль за это время, напомним, подорожал почти на треть). "С ноября по январь-февраль цены на гаджеты в России выросли в среднем на 30-40%, то есть непропорционально изменению курса рубля,-- говорят по этому поводу в компании "Связной".-- Производители гаджетов частично нивелировали изменение кросс-курса в интересах клиентов". Сильнее всего, на 17%, по данным столичных властей, с середины февраля подешевели персональные компьютеры (ноутбуки при этом подешевели менее чем на 10%).

"В условиях нестабильного курса цены будут меняться то вверх, то вниз",-- предсказывает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. "Волатильность валютных курсов так велика, что изменение рублевых цен в еженедельном режиме -- это необходимость для поддержания нормального финансового баланса торгующей импортной продукцией компании",-- объясняет руководитель отдела продаж бренда Lexand Павел Долгинов.

В меньшей степени колебаниям курса, согласно наблюдениям РАТЭК, подвержены цены на телевизоры и крупную бытовую технику -- холодильники, стиральные машины, микроволновые печи. 85% этих устройств производят в России, хоть и с использованием импортных комплектующих.

В числе прочих устройств на прошлой неделе наконец-то официально подешевел iPhone.  "Быстрее всего меняется стоимость самых ходовых товаров: планшеты и компьютеры, закупленные по высоким ценам в декабре-январе, все еще не распроданы",-- говорит руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru Антон Спиридонов.

На вторичном рынке цены с прошлого года изменились не так сильно, и дешеветь подержанная электроника пока не собирается. Например, на сайте Avito телевизоры и проекторы с декабря по март подорожали всего на 20% (и это максимальный рост в разделе аудио- и видеотехники), ноутбуки -- на 17%, iPhone (всех версий) -- на 9%.

Автомобильные ценники

Стоимость машин поехала вниз месяц назад. В числе первых ценники переписали, например, Ford, Renault, Opel и Peugeot. "Благодаря нашим собственным предложениям, а также государственным программам автокредитования, трейд-ин и утилизации нам удалось приблизить цены на популярные автомобили к уровню 2014 года: Ford Focus -- от 599 тыс. руб.",-- гордятся в Ford Sollers.

"Скорее всего, некоторые производители повышали цены, что называется, с запасом,-- предполагает ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов.-- Впрочем, бренды, у которых продажи просели не очень существенно, цены пока держат".

Начали дешеветь и автомобили, которые собирают не в России. Правда, скидки делают на прошлогодние модели, которые в этом году будут обновлены. Так, на прошлой неделе о снижении цен объявила Honda: кроссовер CR-V четвертого поколения подешевеет на 15%, до 1,429 млн руб. Ранее, в начале месяца, о скидках на SX4 2014 года (до 440 тыс. руб.) объявила Suzuki. На дальнейшее снижение цен представители компании советуют не рассчитывать. Впрочем, и увеличивать цены в случае ослабления рубля они вроде как тоже не собираются. "Риск дальнейшего ослабления рубля довольно велик, но, скорее всего, колебания курса не приведут к прямому снижению или увеличению цен",-- говорят в Suzuki.

"Основные изменения происходят в самых популярных сегментах: B, C и SUV малого и среднего классов,-- рассказывает региональный директор "Русского автомотоклуба" Николай Степанов.-- Играют два основных фактора -- успешная стратегия концерна Hyundai-KIA и уход GM.

Hyundai-KIA умеренное повышение цен позволило сохранить близкий к прошлогоднему объем продаж в первом квартале: падение составило всего 9%, хотя весь рынок просел более чем на треть. Одновременно GM распродает стоки со скидками до 25%, освобождая при этом 9% рынка, которые компания заняла по итогам 2014 года. Ближайшие конкуренты -- Ford, Nissan, Hyundai и KIA -- будут стараться занять это место".

Продавцы автомобилей премиальных марок о снижении цен пока не говорят. "К сожалению, дать объективный комментарий не сможем, а говорить ерунду не хотелось бы",-- заявили "Деньгам" представители одного из официальных дилеров Mercedes-Benz. "Конкуренция в этом сегменте ограничена, и представительства марок в России ценники переписывать не будут,-- комментирует Николай Степанов.-- Однако в крупных городах, где продавцы конкурируют за каждого покупателя, иногда даже в рамках одной дилерской сети салоны перебивают цену друг у друга, жертвуя маржой: клиенты курсируют между салонами, снижая цену, словно на аукционе".


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное