Новости / Экономика

Как мессенджеры меняют структуру потребления 

Телекоммуникационные компании во всем мире проспали появление мессенджеров, признает основной владелец АФК "Система" и подконтрольного ей крупнейшего российского сотового оператора МТС Владимир Евтушенков. Сегодня мессенджеры, изначально задумывавшиеся как средство коммуникации, отбирают доход не только у операторов связи, но и начинают теснить социальные сети. Теперь это не только новые медиа, а полноценные каналы продвижения товаров и услуг -- как для крупного бизнеса, так и для частных предпринимателей.

Всего каких-то 10-15 лет назад бизнес только осваивал интернет и обзаводился веб-сайтами. С распространением мобильных устройств, те же компании стали осваивать мобильные приложения. Едва привыкли к ним -- как уже нужно выходить, по сути, на новую платформу. Причем все больше пользователей не любят звонить, охотнее отправляя сообщения.

"Количество сообщений растет быстрее, чем количество звонков,-- так же, как неизменно увеличивается использование стикеров",-- констатирует глава российского офиса Viber Евгений Рощупкин. 

Доходы на общении 

Как монетизировать мессенджеры, стоит поучиться у наших "восточных партнеров", шутят IT-предприниматели. "Если смотреть глобально, успехи есть у китайского WeChat. Там уже большие деньги",-- рассуждает Андрей Ярошевский, исполнительный директор Chatfuel. Например, там можно завести платный аккаунт для бизнеса -- у него меньше ограничений, чем у бесплатного. С помощью WeChat в Китае пользователи могут записаться на прием к доктору, оплатить счета и приобрести товары. По сути, весь реальный мир -- в одном приложении, где более 700 млн активных пользователей. К концу 2014 года в WeChat было свыше 8 млн бизнес-аккаунтов, его выручка достигла $1,1 млрд, а год спустя она выросла на 40%. 

Еще один китайский пример бизнеса мессенджеров -- заработок на знаменитостях. Огромное количество фанатов в мессенджере присылают артистам персональные "виртуальные подарки". "Это целая индустрия,-- рассказывает Андрей Ярошевский.-- Сделать приятно местной Анне Семенович, подарить цветы, еще и личный ответ получить в мессенджер, заранее приготовленное фото -- это работает. Стикеры покупают в мессенджере, а артист, в свою очередь, получает с этого доход. Думаю, Запад возьмет эту модель на вооружение". 

Правила игры поменяются, когда людям дадут возможность в два нажатия переводить деньги чатботам (то есть бизнесам) с привязанной к мессенджеру кредитной карты, считают эксперты. "Например, в США уже можно так переводить деньги другу в мессенджере Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) -- и это один из лучших опытов, которые я испытывал за последнее время",-- говорит Андрей Ярошевский. 

В январе WhatsApp отменил годовую абонентскую плату в размере $1. "Подписка на сам сервис месседжинга сейчас несостоятельна. Пользователей приучили к тому, что сервис отдается ему бесплатно",-- пояснил Игорь Ермаков.

Даже минимальный ценник оттолкнет клиентов, согласен директор по управлению портфелем Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. Не срабатывает и рекламная модель. Большая вероятность получить негатив, объясняет Игорь Ермаков: "По этой причине мы в 2012 году отключили рекламу в ICQ". Пользователи научились отключать рекламу, добавил господин Негодяев. 

Достучаться до покупателя 

Все больше компаний понимает, что с помощью мессенджеров люди могут общаться не только с друзьями, но и с брендами. Не только могут, но и хотят -- и это настоящий вызов для корпоративных пользователей новой платформы. Но пока опрошенные "Ъ" компании из традиционного ритейла лишь изучают этот канал коммуникации с покупателями.

"Сегодня мессенджеры не заменяют ни один канал полностью, их потенциал еще не раскрыт",-- заявляют в "Техносиле", добавляя, что активно используют WhatsApp для "внутренней коммуникации между сотрудниками компании". 

По словам представителя "Auchan Retail Россия" Марии Курносовой, в гипермаркете "Ашан Сити Ривьера" с марта 2016 года покупатели могут задать вопросы специалисту гипермаркета в Viber и WhatsApp, отправив сообщение по специальному номеру, "и получить оперативные ответы". В планы IKEA, говорят в компании, входит работа с WhatsApp, Telegram и мессенджером "ВКонтакте": "Рассматриваем два направления. Первое -- создание ботов-ассистентов, которые помогали бы гостям наших центров найти нужный им товар, узнать о скидках и спецпредложениях или о мероприятиях, проходящих в "Меге". Второе -- создание пабликов". В fashion-ритейлере Sela тоже признают перспективы мессенджеров: "Хотим запустить сервис для коммуникации с покупателями -- для рассылки им своих акций и спецпредложений". 

Для распространения рекламы по таким каналам нужно официальное разрешение от самих потребителей, подчеркивают в одном из крупных продовольственных ритейлеров: "Отправка рекламы клиентам по каналу, по которому они не давали согласия, вызывает только негатив". 

"Для них не существует никаких правил" 

Телекоммуникационные компании во всем мире проспали появление мессенджеров, потому что не инвестировали вовремя средства в разработку новых технологий, говорил в недавнем интервью телеканалу "Россия 24" основной владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков. 

Из-за мессенджеров и других мобильных приложений сотовые операторы по всему миру недополучили $14 млрд в 2014 году, оценила Juniper Research. Их российские коллеги недосчитались 15-20 млрд руб.-- около 2% доходов, подсчитали в J`son & Partners Consulting.

Операторы создают аналогичные сервисы. У МТС есть мессенджер MTS Connect. "МегаФон" запускает мессенджер eMotion, а "Ростелеком" разрабатывает мобильное приложение "Алле", к которому можно будет подключить номер фиксированного телефона. Кроме того, в конце прошлого года МТС, "МегаФон", "Вымпелком" и "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2) объединились в альянс с целью стандартизировать IP-интерфейсы интернет-сервисов, в том числе мессенджеров, а также чтобы привлечь внимание властей. "Деятельность сотовых операторов лицензируется, при этом интернет-компании предоставляют, по сути, те же услуги -- возможность позвонить, передать сообщение, однако в законе нет определения IP-сервисов, для них не существует никаких правил",-- объяснял вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. Подходы к регулированию OTT-сервисов (over the top -- онлайн-сервисы, без лицензий работающие на сетях операторов связи) вырабатывают в Роскомнадзоре и Медиакоммуникационном союзе. Есть предложение по введению в законодательство термина "информационно-коммуникационный сервис", также операторы согласовали ограничение доли иностранного капитала в таких компаниях 20%, рассказал "Ъ" источник в "Ростелекоме". Он надеется, что подготовка законопроекта о регулировании OTT-сервисов завершится летом. 

Роман Рожков, Анастасия Дуленкова, Владислав Новый 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное