Забастовка таксистов, которая пройдет в Москве с 23 по 26 сентября, заключается в том, что водители не будут принимать заказы от интернет-агрегатора "Яндекс.Такси". Накануне была предпринята попытка провести стихийную акцию протеста у офиса "Яндекса" на улице Тимура Фрунзе, но полицейские не позволили таксистам перекрыть проезжую часть, в итоге несколько участников были задержаны. Протест поддержали в межрегиональном профсоюзе работников общественного транспорта "Таксист", а также в некоторых таксомоторных компаниях.
Причиной протеста стали новые тарифы, введенные "Яндекс.Такси" с 19 сентября: минимальная стоимость поездки снизилась со 199 до 99 руб. (длиной 2 км продолжительностью 5 мин.).
Незадолго до этого изменилась и комиссия, которую взимает "Яндекс" с таксистов за каждый заказ: раньше такса была фиксированной, 11% без НДС, теперь стала исчисляться по прогрессивной шкале от 10% до 16% без НДС -- в зависимости от стоимости поездки (чем дороже, чем выше комиссия).
Таксисты находятся в серьезной зависимости от агрегаторов заказов (не только "Яндекс.Такси", но и Uber и Gett), устанавливающих тарифы: на них приходится, по оценках экспертов, до 85% всего рынка перевозок.
При этом, как говорят таксисты, бесконечно снижать цену на поездки невозможно: стоимость владения машиной, состоящая из затрат на бензин, обслуживание автомобиля, техосмотр, ОСАГО, дешевле не становится.
При новых тарифах и комиссионных "Яндекса" прибыль, получаемая таксистами, снижается до критического уровня, уверяют протестующие. "Если посчитать все издержки, себестоимость километра пути в Москве в такси комфорт-класса -- 30 руб., минуты поездки -- 15 руб.,-- пояснил "Ъ" гендиректор ООО "Новая транспортная компания" (бренд "Новое желтое такси") Феликс Маргарян.-- У "Яндекса", получается, цены в два-три раза ниже. Чтобы заработать хоть немного с такими тарифами, водителям нужно либо работать по 16-18 часов, либо экономить на всем, включая автомобиль и безопасность".
В "Яндекс.Такси", напротив, уверены, что с запуском новых тарифов таксисты смогут дополнительно заработать. Последние месяцы в часы пониженного спроса (днем и глубокой ночью) в столице работал тариф "Экспресс": 99 руб. за первые два километра (или пять минут) и далее по 9 руб. за километр или минуту -- в результате число заказов у водителей увеличилось в полтора раза. "То есть их доход не уменьшился, а у некоторых даже увеличился",-- пояснили в пресс-службе сервиса "Яндекс.Такси". Новые тарифы были "просчитаны и протестированы", заявляют в компании, кроме того, перед запуском обсуждались с перевозчиками и таксопарками. Саму забастовку в "Яндексе" серьезно не воспринимают.
Читайте также:
Феликс Маргарян видит причину проблемы в том, что деятельность агрегаторов не регулируется государством. Зампред профсоюза "Таксист" Андрей Попков говорит, что еще два года назад его организация предлагала мэрии установить на территории Москвы минимальный и максимальный тариф, но против этого выступила ФАС. "И вот мы видим, что рынок сам себя отрегулировать не смог, поэтому мы снова будем настаивать на фиксированном тарифном коридоре, в ближайшее время обратимся с этим к мэру Москвы,-- заявил "Ъ" господин Попков.-- "Яндекс", Gett и Uber должны работать честно: почему мы платим за все, а они берут с нас комиссию?"