Новости / Экономика

Бюджет Иркутска может увеличиться на 1 млрд рублей, если будут приняты законодательные инициативы Дмитрия Бердникова

Депутаты думы Иркутска 26 октября на думских слушаниях поддержали инициативу мэра города Дмитрия Бердникова законодательно увеличить доходы казны областного центра.

Напомним, 25 октября стало известно, что градоначальник внёс в ЗС два законопроекта, которые могут работать на эту цель. При этом, если парламентарии примут эти документы, они сыграют на руку не только Иркутску, но и всем городским округам Приангарья.

Во-первых, Дмитрий Бердников предлагает увеличить единые нормативы отчислений в бюджеты городских округов от НДФЛ 3%. Сейчас этот норматив составляет 26,5%, рассказала на думских слушаниях председатель комитета по бюджетной политике и финансам  администрации муниципалитета Альфия Валиулина. Из них 15% гарантированно закреплены федеральным законодательством. Субъект имеет право «накинуть» ещё 15%. Поэтому предложение Дмитрия Бердникова поднять планку до 29,5% не нарушает бюджетное законодательство. При этом в ряде соседних регионов городские округа получают все 30% от НДФЛ.

Ещё один законопроект, инициированный мэром Иркутска, касается упрощённой системы налогообложения. В настоящее время в Приангарье действует закон, который устанавливает единый норматив отчислений в бюджеты городских округов от налогов по «упрощёнке». Он составляет 25% от всего объёма поступлений с территории соответствующего городского округа в консолидированный бюджет Иркутской области. Эта система должна заработать с 1 января 2018 года. Дмитрий Бердников предлагает сдвинуть эти сроки на год и запустить закон в действие уже с 1 января 2017 года.

В абсолютных цифрах, если законопроекты будут приняты, бюджет Иркутска может получить дополнительно более 1 миллиарда рублей, заметила Альфия Валиулина. Эти изменения в областное законодательство, кроме того, помогут городу более эффективно формировать свой бюджет независимо, например, от субсидий региона и Федерации. Минусы варианта с деньгами из области и РФ, прежде всего, – в поздних сроках принятия решения о выделении денег, ограниченность использования этих средств.

– В последние три года в Иркутске складывается дисбаланс между доходами и расходными обязательствами. Например, запланированные доходы казны Иркутска на 2017 год на 200 млн рублей ниже показателей 2014 года. Расходы при этом объективно растут за счёт активного строительства соцобъектов, содержания этих учреждений, выплат зарплат бюджетникам, – комментирует глава бюджетного комитета администрации Иркутска. – Такая ситуация приводит к тому, что сбалансированность бюджета резко падает, растёт муниципальный долг. К 1 января 2017 года он составит более 1,7 млрд рублей. На его обслуживание потребуется 100 млн рублей.

В настоящее время администрация Иркутска предпринимает все возможные меры для улучшения ситуации. Мэрия работает над сокращением задолженности по тем налогам, которые поступают в бюджет, оказывает поддержку малому бизнесу, что влечёт увеличение рабочих мест, а значит и объёмов НДФЛ и единого налога на вменённый доход, привлекает потенциальных инвесторов. Вместе с тем город ограничен в полномочиях.

Ситуация на сегодня такова, что в бюджеты городских округов попадает только часть налоговых поступлений – 26,5% от НДФЛ (притом, что этот налог собирается исключительно на территориях муниципалитета), земельный налог, сектор малого бизнеса даёт муниципалитету только ЕНВД. Налог на прибыль, имущество предприятий, налоги по «упрощёнке», транспортный налог уходят в казну региона.

– Есть возможность увеличивать объём финансовой помощи и в виде субсидий. В регионе существует механизм оказания поддержки именно Иркутску. Это закреплено законодательно. Но деньги выделяются только на дорожное хозяйство, – подчеркнула Альфия Валиулина.

Депутаты в целом поддержали инициативу администрации Иркутска. Некоторые из них даже предложили увеличить ставку. Виталий Матвийчук, к примеру, заявил, что муниципалитету необходимо по максимуму мобилизовать в свою пользу всю налоговую базу, которую возможно. Однако вице-мэр областного центра Иван Носков подчеркнул, что «к вопросу необходимо подходить разумно», тем более что закон распространяется на все города региона.

– Бюджет Иркутской области пока ещё не представлен депутатам ЗС, однако уже сформирован. 3% – это реально на сегодняшний день с учётом того, что казна региона значительно увеличила доходы за счёт налога на прибыль, – пояснил он. – На сегодня мы выглядим очень бледно в сравнении с нашими соседями, там нормативы значительно выше. Можно было бы больше попросить, но мы действуем пошагово.

Такой способ повышения доходной базы бюджета Иркутска создаст условия для развития города, отметил, в свою очередь депутат Юрий Коренев. Помимо того что муниципалитету необходимо постоянно в должном виде поддерживать центр города, нужно уделять вниманием и его окраинам. Дополнительные деньги сделают это возможным.

В итоге депутаты приняли решение подготовить текст обращения в ЗС Иркутской области о поддержке этих инициатив Дмитрия Бердникова.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное