Новости / Экономика

Мэрия Иркутска предложила Минэкономразвития Приангарья усовершенствовать методику оценки эффективности работы муниципалитетов

Администрация Иркутска подготовила конструктивные предложения к методике Минэкономразвития Приангарья по оценке эффективности работы местных властей. Об этом сообщил заммэра-председатель комитета экономики администрации Иркутска Руслан Ким на заседании правительства региона 23 марта.

В частности, предлагается усовершенствовать подход к критериям, сделать его унифицированным, а к комплексной оценке работы муниципалитетов подходить дифференцированно – не сравнивая в одном рейтинге крупные и малые населенные пункты, у которых заведомо разные бюджеты, численность населения и другие экономические показатели.

Отметим, по данным министерства экономического развития Иркутской области, опрос жителей областного центра показал, что удовлетворенность населения работой мэрии по итогам 2015 года недостаточно высока, по мнению властей Приангарья, – на уровне 38%.

Председатель правительства Иркутской области Александр Битаров в начале заседания отметил: хоть Иркутск и не входит в число муниципалитетов, где этот показатель ниже 30% (к слову, несмотря на это, региональные власти попросили мэрию подготовить отчет о ситуации – прим. ред.), однако «для областного центра это маленькая цифра».

Говоря о работе мэрии Иркутска за 2015 год (опрос населения проводили именно по этому периоду, напомним, в тот год в областном центре сменился мэр: после Виктора Кондрашова пришел Дмитрий Бердников), Руслан Ким отметил: «Мы не будем, говоря о 2015 годе, списывать негативные явления на работу предшественников, а заслуги – приписывать себе. Это будет нечестно, мы будем объективно оценивать свою работу».

Руслан Ким подчеркнул, что население живет именно в муниципальных образованиях, поэтому совместная задача всех уровней власти – развивать муниципалитеты. Он также напомнил, что существует указ президента РФ, который определяет 40 показателей, по которым надо оценивать эффективность работы органов местного самоуправления. Есть запрет на использование других критериев. «Мы можем констатировать тот факт, что нас оценивают не только по утвержденным показателям», – отметил Руслан Ким.

Он также подчеркнул важность понимания цели оценки работы муниципалитетов – чтобы просто сравнить их или же чтобы использовать информацию для стратегического развития территорий. Заммэра Иркутска сказал: «На наш взгляд, не очень правильно сравнивать территории, у которых заранее разные стартовые состояния и бюджеты. Выводы, полученные в результате применения методики оценки, должны использоваться во имя развития региона, а не для соревнования как такового».

Комментируя отдельные критерии, по которым оценивали Иркутск, Руслан Ким отметил, что некоторые из них изначально некорректны. Например, доля прибыльных сельскохозяйственных организаций. «Для областного центра показатель по сельхозпредприятиям в целом эксклюзивен. Несмотря на это у нас их два – Горзеленхоз и «Искра». По данным статистики, в 2015 году они оба были прибыльными. Однако в рейтинге Минэкономразвития Иркутск на пятом месте», – отметил представитель мэрии.

Также вызвал вопрос и критерий доли земельных участков, которые выделяют льготникам. Руслан Ким пояснил, что город в принципе не занимается этим, вопрос курирует Минимущества Иркутской области, поэтому целесообразнее запрашивать эти данные там.

Также эксперт не согласился и с тем, что Иркутск отстает по показателю оборота розничной торговли: «Иркутск, как ни один муниципалитет региона, обеспечен торговыми площадями из расчета на тысячу человек населения. На сегодня оборот розничной торговли на душу населения в городе самый высокий».

Одновременно Руслан Ким отметил, что по этому критерию Минэкономразвития оценивает работу муниципалитетов не по максимальным значениям, а по динамике роста. Таким образом, существуют разногласия в подходе – в одних случаях смотрят по абсолютным цифрам, в других – по относительным.

Руслан Ким пояснил, что по динамике роста в случае оборота розничной торговли оценивать не вполне корректно: «Есть объективные обстоятельства, например, покупательская способность. До бесконечности расти невозможно».

Кроме того, заместитель мэра считает, что некоторые показатели по итогам работы 2015 года оказались достаточно низкими, потому что проблема была застарелой, и к ее решению приступили только с 2015-2016 годов. Например, речь идет об обеспечении местами в детских садах детей в возрасте от полутора лет.

«2015 год стал в Иркутске максимальным по рождаемости с 1980-х годов. Кроме того, 7% мест в муниципальных дошкольных учреждениях заняты теми, кто живет в Иркутском районе. Соцобъекты начали сдаваться в большем, чем ранее, количестве только с 2015-2016 годов. Очевидно, что проблема была накоплена, и динамика строительства соцобъектов не успевает за рождаемостью. То же самое – со школами, их не строили долгое время. Чтобы Иркутску перейти на односменное обучение, нужно дополнительно 54 тысячи мест. Без помощи региона мы не справимся», – подчеркнул Руслан Ким.

Также он отметил, что вызывают сомнения и данные муниципалитетов о доле муниципальных образовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения. В частности, речь идет об обеспечении школ пандусами, актовыми и физкультурными залами, современными библиотеками. «Иркутск предоставил честные данные, на сегодня доля обеспеченности составляет 92%. Такой же показатель у Братска. Все остальные муниципалитеты сообщили о 100-процентной выполняемости этого критерия. Я прошу Минэкономразвития проверять информацию из муниципальных образований», – отметил Руслан Ким.

Отдельно он подчеркнул: «Важным в работе муниципальных образований является эффективное и рачительное использование бюджетных средств. В 2016 году на дороги в Иркутске было направлено более 1 миллиарда рублей, отремонтировали 700 тысяч квадратов улиц. Впервые было уделено пристальное внимание внутриквартальным территориям: в 2016 году на эти цели выделили вдвое больше, чем в 2015 году – при аналогичных объемах бюджета. В целом в 2016-2017 годах мы можем говорить, что однозначно покажем динамику по показателям».

Александр Битаров заверил, что обязательно изучит данные отчета Минэкономразвития региона по Иркутску – в связи с тем, что по некоторым показателям городу были некорректно выставлены оценки.

В свою очередь в разговоре с Телеинформом Руслан Ким пояснил, что в вопросе социально-экономического развития города нельзя брать результаты работы за отдельный год без анализа деятельности за предыдущий период: «Нам сложно отчитываться за результаты работы прошлой команды. Итоги 2015 года – результаты работы минимум трех предыдущих лет. Но, как показывает практика, чтобы оценить комплексно социально-экономическое развитие территории, нужно взять пять-семь лет».

Руслан Ким резюмировал: «Зачем сравнивать муниципалитеты между собой. Например, Иркутск и Саянск – разные совершенно. Такие критерии – это внутренний аудит, сам по себе полезный инструмент, но не надо использовать его, как элемент соцсоревнования. Если выявили показатели, которые не очень результативны, это означает, есть приоритетные направления финансирования. Когда есть срез по всем муниципальным образованиям, то региону проще эффективнее распределять бюджет».


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное