Новости / Экономика

У операторов платного ТВ замедлился рост абонентской базы

В первом квартале 2017 года российские операторы подключили всего 180 тыс. абонентов платного ТВ, что стало самым низким показателем за последние пять лет. Объем рынка в деньгах при этом упал на 3,4% к предыдущему кварталу. Компаниям уже не удастся нарастить выручку за счет новых подключений и придется конкурировать за счет расширения спектра услуг, ожидают аналитики.

По итогам первого квартала 2017 года рынок платного ТВ в России вырос всего на 180 тыс. подписчиков, следует из отчета TelecomDaily. Динамика роста рынка оказалась самой низкой за последние пять лет. Выручка всех операторов в первом квартале составила 20,1 млрд руб., снизившись на 3,4% к четвертому кварталу 2016 года. «Уже второй год подряд рынок платного ТВ демонстрирует спад в первом квартале»,— констатирует директор по проектам «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова. Темпы роста абонентской базы замедлились и приток новых абонентов уже не компенсирует сезонность в выручке спутниковых операторов, добавила она.

Около 90% новых подключений принадлежит первой «пятерке» крупнейших операторов. Лидер рынка «Триколор ТВ» увеличил абонентскую базу на 10 тыс., до 12,15 млн домохозяйств. «Ростелеком» подключил 110 тыс. подписчиков, увеличив базу до 9,41 млн, ГК «Орион» получила 25,5 тыс. клиентов, всего у оператора их 2,978 млн. Общее количество абонентов по итогам квартала достигло 41,38 млн. «Ростелекому», по мнению аналитиков «ТМТ Консалтинг», помог рост базы абонентов IPTV, который составил 4% — с 4,23 млн до 4,4 млн. Кроме того, «ЭР-Телеком» нарастил базу за счет сделки по покупке компании «Новотелеком», закрытой в марте 2017 года. Как сообщал ранее “Ъ”, ее сумма могла составить около 2 млрд руб. По данным самой компании, абонентская база «Новотелеком» превышала порядка 500 тыс. человек.

Наиболее низкие темпы прироста абонентской базы в первом квартале показало спутниковое ТВ. По оценке TelecomDaily, в этом сегменте прирост составил менее 40 тыс. подключений. 

Активнее всего с начала 2017 года абоненты подключались к IPTV, где прирост составил более 100 тыс. абонентов, а доля этого сегмента от всего платного ТВ составляет 15%. По оценке «ТМТ Консалтинг», рост числа подключений в сегменте IPTV за отчетный период мог быть в два раза больше — свыше 200 тыс.

В условиях сокращения темпов роста абонентской базы операторы ищут новые способы увеличения выручки и повышения лояльности абонентов. «Среди критериев оценки динамики бизнеса на первый план выходит рост ARPU. Мы увеличиваем привлекательность наших пакетов за счет новых телеканалов, инвестируем в замену абонентского оборудования, создавая возможности для более активного потребления услуг»,— отмечает гендиректор «Орион Экспресс» Кирилл Махновский. По мнению президента АО «ЭР-Телеком Холдинг» Андрея Кузяева, драйверами роста в сегменте b2c остаются интерактивные сервисы: видео по запросу, телеархив, мультискрин и др., а также HD-TV. 

В «Ростелекоме» подтверждают, что основным драйвером роста для компании остается IPTV. Одним из ресурсов увеличения выручки компания также считает услугу «видео по запросу»: в 2016 году выручка от этого сервиса у «Ростелекома» выросла на 32% (при этом выручка от услуг платного ТВ в целом выросла на 22%). 

Юлия Тишина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное