Исполняя поручение Владимира Путина, ФАС запросила у авиакомпаний список документов для анализа их ценообразования. Службу интересуют данные о работе глобальных систем бронирования (GDS) и управления доходами, включая внутреннюю информацию. На рынке считают, что список документов свидетельствует о непонимании ФАС основных принципов работы GDS и не имеет отношения к поручению президента. Но юристы уточняют: противостоять чиновникам будет сложно.
Как стало известно “Ъ”, в конце сентября ФАС направила в авиакомпании запрос о предоставлении информации по алгоритму ценообразования на билеты экономического класса с использованием компьютерных систем. Список документов из 21 пункта занимает четыре листа.
В частности, в течение десяти дней перевозчики должны выдать ФАС всю информацию о программных продуктах, используемых для размещения и управления ресурсами пассажирских провозных емкостей и доходностью перевозок от наименований и до настроек параметров, о действующих договорах с контрагентами (включая внутреннюю документацию). Также требуются данные о структуре применения алгоритмов управления доходностью маршрутов, подробном регламенте работы автоматизированной системы и ручной корректировки тарифа вплоть до ответственных должностных лиц. У авиакомпаний запрошены детальная статистика продаж с апреля по конец августа, описание «математической модели» расчета тарифов, информация о сервере с данными о продажах, брони и персональными данными пользователей, также все документы по передаче, обработке и хранению данных.
Кроме того, перевозчик должен представить в ФАС сведения о целевом показателе загрузки и распоряжение о ее утверждении, схему распределения мест, информацию об использовании системой продаж и бронирования геолокации и истории запросов потребителя с десятью примерами и приложением копий подтверждающих документов.
В конце письма ФАС предупреждает: ответы на запросы должны основываться на фактических показателях.
На запрос “Ъ” в ведомстве не ответили. В «Аэрофлоте» и S7 подтвердили получение письма и готовят ответы. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний отмечает: судя по списку, в ФАС «плохо представляют себе, что такое GDS, как и какие задачи она решает». Запрашиваемые данные из совершенно разных областей вообще не относятся к компетенции ФАС, уверен собеседник “Ъ”, по мнению которого адекватно и полностью ответить на запрос службы просто невозможно. Удивляют участников рынка и формулировки: «Что за “математические модели”? Что такое “целевые показатели модели прогнозируемой кривой загрузки в случае заданного показателя указанной кривой за предыдущие периоды 60%”?».
Проблему о расследовании использования авиакомпаниями GDS поднял глава ФАС Игорь Артемьев на транспортном совещании у Владимира Путина в середине августа. Нужно отметить, что президент и сам сразу выразил сомнение в адекватности постановки вопроса, но не решился отмести его. «Не хочется говорить, что чушь это все,— пояснил Владимир Путин.— Не могу сказать, что полностью с вами согласен по поводу сговора, но разобраться с этим точно нужно».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев добавляет, что запрошенный объем документов просто невозможно подготовить за десять дней. Не говоря уже о том, подчеркивает эксперт, что есть риск использования полученных ФАС данных против перевозчиков. Требование отказаться от рыночных инструментов ценообразования на билеты, убежден Олег Пантелеев, выглядит «насилием над отраслью».
Анастасия Веденеева