Новости / Экономика

Россияне отходят от кризиса. Не экономит на расходах лишь каждый десятый

По данным Социологического центра РАН, почти половина россиян (47%) оценили свой ущерб от экономического кризиса 2014–2016 годов как «существенный» или «катастрофический». Для 50% он привел к ухудшению уровня жизни в целом, 40% отказались от отпусков, для трети упала доступность медицины. Впрочем, по итогам посткризисного 2017 года доля россиян, отказавшихся от экономии, все же начала расти и составляет сейчас 10%.

Россияне видят улучшение экономической ситуации, но все еще ощущают на себе последствия кризиса. Такие выводы можно сделать из доклада Социологического центра РАН «Российское общество в 2017-м: социальное самочувствие, тревоги, надежды на будущее». Его основой стали результаты седьмой волны общероссийского опроса населения (выборка — 4 тыс. человек).

Как следует из доклада, по итогам года доля россиян, оценивающих свое материальное положение на «хорошо», снизилась до 28% (в 2016 году — 35%). Среди молодежи этот показатель (39%) оказался самым низким с октября 2014 года. Доля отзывающихся о 2017-м как об экономически «плохом» годе увеличилась с 5% до 8%.

Такая динамика оценок, видимо, отражает в первую очередь сокращение реальных доходов, которые падают с весны этого года.

По итогам 2017 года наибольшая доля россиян (40%), как и в 2015–2016 годах, оценивает ущерб, нанесенный им кризисом, как «существенный, но не катастрофический». Еще 39% назвали его «умеренным» (максимум с осени 2015 года). Не пострадали от кризиса, по их заверению, 14% населения, «катастрофическим» же нанесенный им ущерб считают 7%.

Основные изменения по сравнению с докризисным периодом связаны для россиян со снижением уровня жизни — на его ухудшение пожаловались 50%. 

За прошедший год несколько выросла доля россиян, считающих, что их доходы достаточны для того, чтобы не экономить (в 2016 году — 6%, в 2017 году — 10%). Одновременно увеличилась и доля тех, кто не привык экономить и планирует продолжать жить так, как раньше, а при необходимости «что-то придумать» (с 7% до 11%). Чаще всего респонденты экономят на расходах на покупку одежды и обуви (47%), на отдыхе и туризме (44%), на покупке дорогостоящих товаров длительного пользования (39%). Более трети россиян экономят также на продуктах питания (35%) и досуге (31%). Тем не менее авторы доклада отмечают, что экономия смещается от базовых потребностей к дополнительным — доля экономящих на всех статьях, кроме товаров длительного пользования, сократилась на 5–15 процентных пунктов.

Анастасия Мануйлова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное