Новости / Экономика

Лизинговые компании готовятся к падению маржинальности бизнеса

Взлет лизинговой отрасли замедляется, это связано как с макроэкономической ситуацией, так и с особенностями основных сегментов рынка. Слабый экономический рост и ослабление спроса уже привели к росту конкуренции между лизинговыми компаниями. Теперь на рынке ждут сокращения маржинальности бизнеса, которое может привести к уходу частных игроков.

В 2019-м, как и в минувшем году, лизинговый рынок ожидает снижение темпов роста. К такому выводу пришли аналитики «Эксперт РА» в исследовании, основанном на опросе 123 компаний, на которые приходится 96% рынка. За основу расчетов рейтинговое агентство традиционно берет объем нового бизнеса, то есть стоимость переданных компаниями клиентам предметов лизинга. Согласно негативному сценарию, объем нового бизнеса увеличится менее чем на 10%, при оптимистичном развитии событий темпы роста достигнут 15%, считают в агентстве.

Тенденция к замедлению проявилась уже в прошлом году. Если в 2016–2017 годах объем нового бизнеса лизинговых компаний увеличивался на 36–48%, то в 2018 году — лишь на 20%. При этом объем нового бизнеса достиг 1,3 трлн руб., а совокупный портфель компаний по итогам года составил 4,3 трлн руб. Основным драйвером роста был железнодорожный сегмент — объем нового бизнеса в нем увеличился на 49% на фоне повышенного спроса на вагоны. Сегмент автолизинга увеличился на 19%, поддержку спросу оказывали государственные программы льготного лизинга, обновление устаревших автопарков, а также рост автопарков каршеринга и такси. При этом сегмент авиализинга сократился на 17%.

В этом году аналитики «Эксперт РА» ожидают снижения темпов роста в сегментах-лидерах. Помимо макроэкономических факторов (слабого экономического роста, а также сохранения жесткой денежно-кредитной политики) давление будет оказывать и изменение отраслевой конъюнктуры. В железнодорожном сегменте, по мнению экспертов, будет наблюдаться сокращение дефицита подвижного состава, характерного для двух прошлых лет, а также сокращение роста погрузок, что не позволит ему вырасти более чем на 30%. На сокращение темпов роста автолизинга окажет негативное влияние сокращение господдержки.

Ухудшение как макроэкономической ситуации, в частности удорожание фондирования, так и отраслевой конъюнктуры будет способствовать росту конкуренции и затуханию роста спроса, а компаниям для стимулирования спроса со стороны клиентов придется прибегать к демпингу, что начнет сказываться на рентабельности лизингового бизнеса. Эта тенденция начала проявляться еще в прошлом году. Как отмечается в исследовании, в 2018 году выросла доля игроков (с 38% до 56%), маржа которых показала отрицательную динамику, и во многом это было обусловлено «ужесточением конкуренции среди лизинговых компаний».

Илья Усов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное