Новости

Рынки

Компании

О проекте

Реклама


КУМИ г.Иркутска:
Приватизация 2009 - 2016.
KUMI.IRK.RU »

Главная страница » Новости » Новости » Все новости

Новости


Сколько реально сегодня стоит бензин в России?

13 мая 2013

Когда народ требует дешевого бензина, он требует, чтобы его сделали беднее. А когда начинает платить за него реальную цену — общество становится богаче. Минфин это понимает, но поднять цену бензина до экономически оправданных 65-70 руб. за литр боится.


АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Как следует из опубликованного на прошлой неделе проекта "Основных направлений налоговой политики РФ", Минфин собирается в 2016 году поднять ставки акцизов на "Евро-5" до уровня ставок на "Евро-4" на 2015 год. Исходя из действующих ставок к 2016 году налоговая нагрузка на бензин "Евро-5" возрастет вдвое по сравнению с нынешним уровнем, с 5143 руб. до 10 358 руб. с тонны. Напомним, что на территории России не допускаются производство и реализация автомобильного бензина и дизельного топлива стандарта "Евро-2" с 1 января 2013-го, "Евро-3" -- с 1 января 2015-го, "Евро-4" -- с 1 января 2016 года. То есть уже через два с половиной года "Евро-5" станет минимально разрешенным классом топлива.

Сейчас основные акцизные доходы идут с бензина "Евро-3", а на более экологичное топливо ("Евро-4" и "Евро-5") распространяются льготные тарифы. Но если оставить пониженные ставки на "Евро-5", то сборы акцизов обвалятся -- и заполнять дыру в дорожных фондах будет нечем. Так что к цене бензина приблизительно 35-40 руб. за литр к 2016 году уже стоит готовиться. Возможно, впрочем, и к большей.

Помимо повышения акцизов Минфин планирует изменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как сказано в тех же "Основных направлениях", "возможно начало процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть". За этой расплывчатой формулировкой стоит желание изменить действующую формулу расчета 60-66-90 (экспортная пошлина на нефть составляет 60% разницы между средней ценой нефти за месяц и ценой $182,5 за тонну, на остальные нефтепродукты, кроме бензина,-- 66% нефтяной, на бензин -- 90%).

Повышение НДПИ вместе со снижением экспортной пошлины делает нефть дороже для внутреннего рынка, то есть для нефтепереработчиков. Следовательно, будет дорожать и бензин. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, правда, пояснил, что процесс будет идти неспешно: "Мы представляем, что начать это можно уже со следующего года -- начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пунктов в год, то есть если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ". По мнению Трунина, с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет.

Зло по субсидии

Проще говоря, бензин в России будет дорожать, но довольно медленно. Огромная топливная субсидия сохранится.

Предложения Минфина и в отношении акцизов на топливо, и в отношении снижения экспортной пошлины на нефть лишь маленький шажок в сторону ее ликвидации. На качественный скачок -- отказаться от топливной субсидии вообще -- ведомство Антона Силуанова даже не замахивается.

Тем самым консервируется старая проблема: бензин в России не дорог, а ужасающе дешев. И эта дешевизна по сложившейся с советских времен традиции оплачивается всеми: и теми, кто заполняет баки своих внедорожников или суперкаров, и теми, кто ездит на электричках. Надо сделать так, чтобы бензин стоил столько, сколько он стоит реально, без занижающих цену субсидий.

Робкие российские начинания практически совпали по времени с недавним призывом МВФ отменить по всему миру энергетические субсидии. В целой серии публикаций МВФ рассматривает их негативные эффекты и примеры избавления разных стран от нефтяной иглы и ломок.

Методологию своих расчетов МВФ не раскрывает, однако один из опрошенных "Деньгами" экспертов, попросивший об анонимности, сделал приблизительный подсчет субсидии для бензина. "Есть мировая цена нефти -- сейчас это около $100 за баррель Urals. Государство, однако, может искусственно занизить цены на нефть для своих нефтепереработчиков, продавая им нефть не по $100, а по $55, чтобы бензин для граждан страны был дешевле, так как он будет выработан из более дешевого сырья. Вот это и будет субсидией. Реализация этой субсидии достигается комбинацией налога на добычу нефти и экспортной пошлины. В России потребляется около 80 млн тонн нефтепродуктов. При нынешней цене на нефть и уровне пошлин экспортная пошлина -- около $400 на тонну. Это $32 млрд в год несобранной пошлины. Кроме того, при выработке этих 80 млн тонн образуется еще 120 млн тонн нефтепродуктов, которые можно экспортировать, уплачивая 66% пошлины от нефтяной. Итак, 34% х 120 млн т х $400/т = $16,3 млрд в год. Итого круглым счетом $48 млрд в год. По $338 на каждого гражданина России в год, чуть меньше $1 в день".

Дешевый бензин -- народу?

Возмущенный обыватель может возразить: да, размер субсидии велик, но что в этом плохого? Энергетические субсидии представляются само собой разумеющимися в странах--производителях нефти. В конечном итоге, так как это природное богатство в форме энергоносителей принадлежит народу, почему они не должны быть дешевыми?

Во-первых, энергетические субсидии не обеспечивают по-настоящему адресной поддержки малоимущих. Наоборот, поскольку богатые потребляют значительно больше, чем бедные, субсидии идут прежде всего им, людям состоятельным. Владелец Bugatti с объемом двигателя 8 л получает большую долю субсидии на бензин, чем владелец малолитражки, а живущая в деревне старушка вообще ничего от этого не получает.

Во-вторых, энергетические субсидии весьма дороги и вытесняют другие, более целесообразные, государственные расходы (на медицину, образование, инфраструктуру).

Наконец, в-третьих, из-за субсидий страны потребляют слишком много энергии. Так, энергоемкость ВВП России вдвое выше энергоемкости Китая и в 2,5-3,5 раза выше, чем в США и странах Европы. Зато субсидирование помогает выживать неэффективным компаниям, не желающим вкладываться в энергосберегающие технологии.

Реальная цена

То, что субсидии -- зло, понятно. Но как ликвидировать субсидии и что будет с бензином? И как компенсировать населению повышение цен?

Ликвидация бензиновой субсидии технически весьма проста: достаточно полностью убрать экспортную пошлину на нефть и повысить на соответствующий объем НДПИ или налог на прибыль нефтяных компаний. Проще говоря, забирать всю нефтяную ренту прямо у скважины, а не при пересечении государственной границы.

Сколько же реально сегодня стоит бензин в России -- без субсидий, при нашей географии, при плачевном состоянии российских НПЗ и текущих мировых ценах на нефть? Опрошенный нами эксперт дал следующую оценку: "При нынешней ситуации цена на бензин, наверное, определялась бы по импортному паритету. Это значит, что в Сибири она была бы значительно выше, чем в Ярославле или Москве. В Москве получается рублей 40, в Сибири -- рублей на пять выше. Вопрос, правда, в том, сколько НПЗ при этом выживет. Саратов, Ачинск, Оренбург, Ухта наверняка уйдут в убытки. На ценах не скажется -- импортный паритет, он импортный паритет и есть. Но дефицит бензина, скорее всего, появится. Наверное, восполнимый, в первую очередь за счет белорусов, но тем не менее".

Да, 40-45 руб. за литр -- это дороже, чем в США. Но в США -- одни из самых высокотехнологичных в мире НПЗ, доля выработки светлых нефтепродуктов там гораздо выше, чем в России. Российские НПЗ давно стали бенефициарами сложившейся системы субсидий, ведь, выполняя социальные обязательства перед автовладельцами по снабжению их дешевым бензином, они гонят при этом тьму никому особо не нужного мазута. Но, так как пошлина на экспорт нефтепродуктов (кроме бензина) всего 66% от нефтяной пошлины, мазут благополучно вывозится на Запад.

Впрочем, 40-45 руб.-- это оценка без акцизов. Минфин о них помнит, но радикально повышать боится. А зря. Автомобили, как известно, создают массу негативных внешних эффектов (тех самых экстерналий). Среди них -- загрязнение окружающей среды, пробки, износ дорог, использование общественного пространства в городах и т. д. Как напоминают нам экономисты МВФ, неполная компенсация экстерналий акцизами тоже де-факто субсидия. Разумным уровнем акцизов на бензин можно считать размер налогов, принятый в развитых странах ОЭСР,-- в среднем это .0,6 за литр. Так что к 40-45 руб. стоит добавить еще около 22 руб. (25 руб. минус 3 руб., нынешний уровень российского акциза), итого более или менее справедливая цена бензина составит 62-67 руб. за литр.

Причем это по самым скромным оценкам.

Моя черная!

Так как государство теряет на бензиновых субсидиях около $50 млрд ежегодно, ликвидация субсидий (замена экспортной пошлины НДПИ или повышенным налогом на прибыли нефтяных компаний) вернула бы бензиновую часть природной ренты народу. При этом инфляционные последствия от повышения цен на бензин были бы ничтожными -- транспортные издержки в конечной цене товаров, как правило, не превышают долей процента. Зато возвращенные деньги можно было бы потратить с куда большей пользой. Медицина и образование уже упоминались экономистами МВФ, добавим к этому вложения в развитие общественного транспорта.

Впрочем, МВФ предлагает и другое, еще более осязаемое, решение. Взять и вернуть бензиновую субсидию каждому гражданину в денежной форме.

Аналогичные меры поэтапной монетизации субсидий предлагались оппозицией в Венесуэле (программа Mi Negra -- "Моя черная", имеется в виду нефть) и частично осуществились в Иране (не совсем удачно из-за успеха западных санкций и общего экономического кризиса). В нашем случае это приблизительно по 10 тыс. руб. на персональный счет в любом банке ежегодно.


/ Ъ-Деньги /





29
августа
2014
В авиационной отрасли активизирована работа по импортозамещению
 
29
августа
2014
Около 65,7 млн рублей из федерального бюджета перечислили Заларинскому району Иркутской области для строительства детских садов
 
29
августа
2014
Губернатор Иркутской области обещал усилить поддержку сельхозтоваропроизводителей
 
29
августа
2014
В иркутском аэропорту проверили систему светосигнального оборудования взлетной полосы
 
29
августа
2014
Мошенники в Иркутской области пытаются выманивать деньги у руководителей предприятий представляясь Роспотребнадзором
 
29
августа
2014
Более 300 млн рублей теряет из-за избыточного предоставления медуслуг здравоохранение Иркутской области
 
29
августа
2014
В Нижнеилимском районе обезвредили группировку, которая более 10 лет контролировала криминальный бизнес
 
29
августа
2014
Губернатор: аварийные участки автодорог в Осинском районе Иркутской области будут отремонтированы
 
29
августа
2014
18,5 млн рублей задолжал "Усольмаш" своим работникам в Иркутской области
 
29
августа
2014
25 000 рублей – такая зарплата вполне устроит преподавателей Иркутска!
 
29
августа
2014
"Агентство кредитных гарантий" поможет малому и среднему предпринимательству в иркутской области
27 августа состоялось рабочее совещание с ОАО «Небанковская депозитно-кредитная организация 'Агентство кредитных гарантий'». Об этом сообщает пресс-лужба УЗПП Иркутской области. Мероприятие проходило в режиме видеоконференции с городом Новосибирском, организованной аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе. Цель совещания – организация эффективного взаимодействия Агентства с органами власти, субъектами МСП, региональными гарантийными организациями и финансовыми институтами регионов Сибирского федерального округа. Представители «Агентство кредитных гарантий» прочитали серию докладов о своих целях и задачах, вариантах сотрудничества с региональными гарантийными фондами и банками-партнерами, рассказали о продуктовой линейке для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
 
29
августа
2014
В первом полугодии 2014 года "Аэрофлот" стал убыточным из-за "Добролета"
 
29
августа
2014
Игра на сложных финансовых инструментах может стать альтернативой обычным депозитам
 
29
августа
2014
Аварийные работы будут проводиться в начале сентября на улице Баррикад в Иркутске
 
29
августа
2014
Омбудсмен Приангарья назвал отрицательным фактором для развития региона низкую стоимость трудовых ресурсов
 
29
августа
2014
Заморозка тарифов пока не задела ФСК - компания остается прибыльной
 
29
августа
2014
В Госдуму внесен законопроект о назначении штрафов "ниже низшего предела"
 
29
августа
2014
РЦ «Сибирский» Райффайзенбанк: итоги первого полугодия в сегменте среднего бизнеса
 
29
августа
2014
Украинские девелоперы продают свои объекты на полуострове Крым
 
29
августа
2014
Омбудсмен предложил предусмотреть в инвестстратегии Приангарья развитие санаторного-курортного лечения
 
29
августа
2014
В середине сентября движение по улице Байкальская в Иркутске будет ограничено
 
29
августа
2014
Жители Иркутской области - на четвертом месте в Сибири по объему долга перед банками
 
29
августа
2014
За несколько дней сотрудники УФМС Иркутской области выписали штрафов почти на 2,5 миллиона рублей
 
29
августа
2014
Виктор Кондрашов поручил мэрии предложить варианты возведения пристроя к школе №7
 
29
августа
2014
Иркутская область поддерживает Бурятию в создании пилотной площадки по обучению сельских менеджеров
 
29
августа
2014
Минкомсвязь приводит тарифы на завершение вызова к единому знаменателю
 
29
августа
2014
Ритейлеры предупреждают о подорожании рыбной продукции
 
29
августа
2014
Сельхозпроизводители АМО пока не смогут обеспечить район мясом
 
29
августа
2014
Кризисная ситуация оказалась Сбербанку на руку
 
29
августа
2014
Покупатели автомобилей переключились на подержанный премиум-класс
 
29
августа
2014
Количество нарушителей ПДД снизилось на треть
 
29
августа
2014
"Мостовика" подозревают в неуплате 1 млрд рублей налогов
 
29
августа
2014
Правительство упрощает операции с недвижимостью
 
29
августа
2014
Владимир Путин объединяет ЦБ, Минэкономики, Минфин вокруг денежно-кредитной политики
 
29
августа
2014
Автохлам вновь спасет автопром: Минпромторг перезапускает программу обновления автопарка
 
Все новости | Экономика | Валюта | Деньги | Страхование | Недвижимость | Ценные бумаги | Компании