Новости

Рынки

Компании

Реклама:




О проекте

Реклама


КУМИ г.Иркутска:
Приватизация 2009 - 2016.
KUMI.IRK.RU »

Главная страница » Новости » Новости » Все новости

Новости


Сколько реально сегодня стоит бензин в России?

13 мая 2013

Когда народ требует дешевого бензина, он требует, чтобы его сделали беднее. А когда начинает платить за него реальную цену — общество становится богаче. Минфин это понимает, но поднять цену бензина до экономически оправданных 65-70 руб. за литр боится.


АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Как следует из опубликованного на прошлой неделе проекта "Основных направлений налоговой политики РФ", Минфин собирается в 2016 году поднять ставки акцизов на "Евро-5" до уровня ставок на "Евро-4" на 2015 год. Исходя из действующих ставок к 2016 году налоговая нагрузка на бензин "Евро-5" возрастет вдвое по сравнению с нынешним уровнем, с 5143 руб. до 10 358 руб. с тонны. Напомним, что на территории России не допускаются производство и реализация автомобильного бензина и дизельного топлива стандарта "Евро-2" с 1 января 2013-го, "Евро-3" -- с 1 января 2015-го, "Евро-4" -- с 1 января 2016 года. То есть уже через два с половиной года "Евро-5" станет минимально разрешенным классом топлива.

Сейчас основные акцизные доходы идут с бензина "Евро-3", а на более экологичное топливо ("Евро-4" и "Евро-5") распространяются льготные тарифы. Но если оставить пониженные ставки на "Евро-5", то сборы акцизов обвалятся -- и заполнять дыру в дорожных фондах будет нечем. Так что к цене бензина приблизительно 35-40 руб. за литр к 2016 году уже стоит готовиться. Возможно, впрочем, и к большей.

Помимо повышения акцизов Минфин планирует изменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как сказано в тех же "Основных направлениях", "возможно начало процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть". За этой расплывчатой формулировкой стоит желание изменить действующую формулу расчета 60-66-90 (экспортная пошлина на нефть составляет 60% разницы между средней ценой нефти за месяц и ценой $182,5 за тонну, на остальные нефтепродукты, кроме бензина,-- 66% нефтяной, на бензин -- 90%).

Повышение НДПИ вместе со снижением экспортной пошлины делает нефть дороже для внутреннего рынка, то есть для нефтепереработчиков. Следовательно, будет дорожать и бензин. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, правда, пояснил, что процесс будет идти неспешно: "Мы представляем, что начать это можно уже со следующего года -- начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пунктов в год, то есть если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ". По мнению Трунина, с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет.

Зло по субсидии

Проще говоря, бензин в России будет дорожать, но довольно медленно. Огромная топливная субсидия сохранится.

Предложения Минфина и в отношении акцизов на топливо, и в отношении снижения экспортной пошлины на нефть лишь маленький шажок в сторону ее ликвидации. На качественный скачок -- отказаться от топливной субсидии вообще -- ведомство Антона Силуанова даже не замахивается.

Тем самым консервируется старая проблема: бензин в России не дорог, а ужасающе дешев. И эта дешевизна по сложившейся с советских времен традиции оплачивается всеми: и теми, кто заполняет баки своих внедорожников или суперкаров, и теми, кто ездит на электричках. Надо сделать так, чтобы бензин стоил столько, сколько он стоит реально, без занижающих цену субсидий.

Робкие российские начинания практически совпали по времени с недавним призывом МВФ отменить по всему миру энергетические субсидии. В целой серии публикаций МВФ рассматривает их негативные эффекты и примеры избавления разных стран от нефтяной иглы и ломок.

Методологию своих расчетов МВФ не раскрывает, однако один из опрошенных "Деньгами" экспертов, попросивший об анонимности, сделал приблизительный подсчет субсидии для бензина. "Есть мировая цена нефти -- сейчас это около $100 за баррель Urals. Государство, однако, может искусственно занизить цены на нефть для своих нефтепереработчиков, продавая им нефть не по $100, а по $55, чтобы бензин для граждан страны был дешевле, так как он будет выработан из более дешевого сырья. Вот это и будет субсидией. Реализация этой субсидии достигается комбинацией налога на добычу нефти и экспортной пошлины. В России потребляется около 80 млн тонн нефтепродуктов. При нынешней цене на нефть и уровне пошлин экспортная пошлина -- около $400 на тонну. Это $32 млрд в год несобранной пошлины. Кроме того, при выработке этих 80 млн тонн образуется еще 120 млн тонн нефтепродуктов, которые можно экспортировать, уплачивая 66% пошлины от нефтяной. Итак, 34% х 120 млн т х $400/т = $16,3 млрд в год. Итого круглым счетом $48 млрд в год. По $338 на каждого гражданина России в год, чуть меньше $1 в день".

Дешевый бензин -- народу?

Возмущенный обыватель может возразить: да, размер субсидии велик, но что в этом плохого? Энергетические субсидии представляются само собой разумеющимися в странах--производителях нефти. В конечном итоге, так как это природное богатство в форме энергоносителей принадлежит народу, почему они не должны быть дешевыми?

Во-первых, энергетические субсидии не обеспечивают по-настоящему адресной поддержки малоимущих. Наоборот, поскольку богатые потребляют значительно больше, чем бедные, субсидии идут прежде всего им, людям состоятельным. Владелец Bugatti с объемом двигателя 8 л получает большую долю субсидии на бензин, чем владелец малолитражки, а живущая в деревне старушка вообще ничего от этого не получает.

Во-вторых, энергетические субсидии весьма дороги и вытесняют другие, более целесообразные, государственные расходы (на медицину, образование, инфраструктуру).

Наконец, в-третьих, из-за субсидий страны потребляют слишком много энергии. Так, энергоемкость ВВП России вдвое выше энергоемкости Китая и в 2,5-3,5 раза выше, чем в США и странах Европы. Зато субсидирование помогает выживать неэффективным компаниям, не желающим вкладываться в энергосберегающие технологии.

Реальная цена

То, что субсидии -- зло, понятно. Но как ликвидировать субсидии и что будет с бензином? И как компенсировать населению повышение цен?

Ликвидация бензиновой субсидии технически весьма проста: достаточно полностью убрать экспортную пошлину на нефть и повысить на соответствующий объем НДПИ или налог на прибыль нефтяных компаний. Проще говоря, забирать всю нефтяную ренту прямо у скважины, а не при пересечении государственной границы.

Сколько же реально сегодня стоит бензин в России -- без субсидий, при нашей географии, при плачевном состоянии российских НПЗ и текущих мировых ценах на нефть? Опрошенный нами эксперт дал следующую оценку: "При нынешней ситуации цена на бензин, наверное, определялась бы по импортному паритету. Это значит, что в Сибири она была бы значительно выше, чем в Ярославле или Москве. В Москве получается рублей 40, в Сибири -- рублей на пять выше. Вопрос, правда, в том, сколько НПЗ при этом выживет. Саратов, Ачинск, Оренбург, Ухта наверняка уйдут в убытки. На ценах не скажется -- импортный паритет, он импортный паритет и есть. Но дефицит бензина, скорее всего, появится. Наверное, восполнимый, в первую очередь за счет белорусов, но тем не менее".

Да, 40-45 руб. за литр -- это дороже, чем в США. Но в США -- одни из самых высокотехнологичных в мире НПЗ, доля выработки светлых нефтепродуктов там гораздо выше, чем в России. Российские НПЗ давно стали бенефициарами сложившейся системы субсидий, ведь, выполняя социальные обязательства перед автовладельцами по снабжению их дешевым бензином, они гонят при этом тьму никому особо не нужного мазута. Но, так как пошлина на экспорт нефтепродуктов (кроме бензина) всего 66% от нефтяной пошлины, мазут благополучно вывозится на Запад.

Впрочем, 40-45 руб.-- это оценка без акцизов. Минфин о них помнит, но радикально повышать боится. А зря. Автомобили, как известно, создают массу негативных внешних эффектов (тех самых экстерналий). Среди них -- загрязнение окружающей среды, пробки, износ дорог, использование общественного пространства в городах и т. д. Как напоминают нам экономисты МВФ, неполная компенсация экстерналий акцизами тоже де-факто субсидия. Разумным уровнем акцизов на бензин можно считать размер налогов, принятый в развитых странах ОЭСР,-- в среднем это .0,6 за литр. Так что к 40-45 руб. стоит добавить еще около 22 руб. (25 руб. минус 3 руб., нынешний уровень российского акциза), итого более или менее справедливая цена бензина составит 62-67 руб. за литр.

Причем это по самым скромным оценкам.

Моя черная!

Так как государство теряет на бензиновых субсидиях около $50 млрд ежегодно, ликвидация субсидий (замена экспортной пошлины НДПИ или повышенным налогом на прибыли нефтяных компаний) вернула бы бензиновую часть природной ренты народу. При этом инфляционные последствия от повышения цен на бензин были бы ничтожными -- транспортные издержки в конечной цене товаров, как правило, не превышают долей процента. Зато возвращенные деньги можно было бы потратить с куда большей пользой. Медицина и образование уже упоминались экономистами МВФ, добавим к этому вложения в развитие общественного транспорта.

Впрочем, МВФ предлагает и другое, еще более осязаемое, решение. Взять и вернуть бензиновую субсидию каждому гражданину в денежной форме.

Аналогичные меры поэтапной монетизации субсидий предлагались оппозицией в Венесуэле (программа Mi Negra -- "Моя черная", имеется в виду нефть) и частично осуществились в Иране (не совсем удачно из-за успеха западных санкций и общего экономического кризиса). В нашем случае это приблизительно по 10 тыс. руб. на персональный счет в любом банке ежегодно.


/ Ъ-Деньги /





19
сентября
2014
Конкурс проектов по формированию бюджета для граждан проводит Минфин региона
 
19
сентября
2014
Виталий Моторин: Альфа-Банк понимает, как много для клиентов «Банка24.ру» значит удобство в управлении счетом и хороший интернет-банкинг
 
19
сентября
2014
Иркутскэнерго заявляет о низкой готовности тепловых пунктов региона к отопительному сезону
 
19
сентября
2014
Временная пауза, - ФИНАМ
 
19
сентября
2014
Эксперты: Иркутяне стали меньше ездить в Европу
 
19
сентября
2014
Жалобы на контрольно-надзорные органы из-за злоупотребления полномочиями поступает бизнес-омбудсмену Иркутской области
 
19
сентября
2014
Ухудшение погоды прогнозируют в выходные в Иркутской области
 
19
сентября
2014
Из-за спортивных мероприятий ограничат движения автомобилей в Иркутске и Шелеховском районе
 
19
сентября
2014
Самыми дисциплинированными заемщиками являются пенсионеры
 
19
сентября
2014
Онлайн-депозиты продолжают набирать популярность у клиентов Байкальского банка Сбербанка
 
19
сентября
2014
В течение месяца будет закрыт для движения участок улицы Партизанская в Иркутске
 
19
сентября
2014
Почти 8 млн рублей потратили на ремонт дорог в Черемхово
 
19
сентября
2014
После аварии восстановлено производство на площадке филиала Группы «Илим» в Братске
 
19
сентября
2014
Бюджетные организации и 60% домов подключили к отоплению в Байкальске
 
19
сентября
2014
В Иркутской области предприниматель оплатил 5 млн рублей налоговой задолженности после того, как у него конфисковали имущество
 
19
сентября
2014
Стартовал совместный проект ПФР и Ростелекома «Азбука интернета»
 
19
сентября
2014
ЦБ справился с паникой. Однако запланированное на декабрь погашение внешнего долга на $32 млрд означает риск нового раунда ослабления рубля ближе к концу года, считают аналитики Альфа-Банка
 
19
сентября
2014
Уральский банковский рынок захлестнула волна паники вкладчиков. Банки накрыло черным пиаром
Вчера днем уральский банковский рынок захлестнула волна паники вкладчиков: молниеносно начали распространяться непроверенные сообщения о том, что ЦБ в пятницу отзовет лицензии у ряда местных банков, включая СКБ-банк, Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР), ВУЗ-банк и "Нейва". "Сегодня днем поступила информация о том, что 19.09.14 будут отозваны лицензии у СКБ-банка и УБРиР. Уже сегодня многие организации, ранее обслуживаемые этими банками, открыли расчетные счета в других банках",-- пишет пользователь соцсети "ВКонтакте". "Банки СКБ и УБРиР прекращают свою работу! У кого там имеются средства -- снимайте немедля!" -- сообщает одно из сообществ той же соцсети. Люди начали передавать информацию своим знакомым, уже к вечеру у банкоматов и касс банков в Екатеринбурге выстроились очереди из желающих забрать деньги. Из-за того что в некоторых офисах и банкоматах деньги заканчивались, паника усиливалась. Непростая ситуация, по данным "Ъ", сложилась и в Нижнем Тагиле.
 
19
сентября
2014
Комментарий Банка России о заведомо ложных слухах про уральские банки
 
19
сентября
2014
Начальник иркутского УКСа Евгений Савченко заявил о снижении спроса на жилье из-за роста процентных ставок по ипотеке
 
19
сентября
2014
Аналитики ВТБ: на 15 сентября годовая инфляция достигла максимума текущего года – 7.8%
 
19
сентября
2014
Материнскому капиталу сократят срок
 
19
сентября
2014
Пошлины за привлечение иностранной рабочей силы в Иркутской области вырастут в 2015 году
 
19
сентября
2014
Фото- и видеокамеры превратились из средства профилактики правонарушений в инструмент наживы и выкачивания денег из автомобилистов
 
19
сентября
2014
Интернет-торговлю спиртным могут разрешить
 
19
сентября
2014
Революция на рынке недвижимости: краудфандеры против дольщиков
 
19
сентября
2014
"Все рано или поздно заканчивается"
 
19
сентября
2014
Дефицит долларов дошел до рублей. ЦБ вчера пришлось принимать экстренные меры предоставления банкам рублевой ликвидности
 
19
сентября
2014
Олег Дерипаска покинет пост гендиректора "Русала"
 
19
сентября
2014
Денис Шершнев, БСЭС: От ЗИЛа – до 1,5 миллиардов
 
19
сентября
2014
ВТБ24 запустил специальную акцию для держателей Классических карт ВТБ24 платежной системы Visa
 
19
сентября
2014
Россиянам придется оплатить переход на зимнее время
 
19
сентября
2014
Портфель кредитов международного финансирования в региональной сети Промсвязьбанка превысил 16 млрд рублей
 
19
сентября
2014
"Турпомощь" предлагает уплатить взносы заранее. Туроператоры считают, что за их счет чиновники пытаются решить проблемы аутсайдеров рынка
 
19
сентября
2014
Отказ ЕС от российского газа практически невозможен
 
Все новости | Экономика | Валюта | Деньги | Страхование | Недвижимость | Ценные бумаги | Компании