Новости

Рынки

Компании

О проекте

Реклама


КУМИ г.Иркутска:
Приватизация 2009 - 2016.
KUMI.IRK.RU »

Главная страница » Новости » Новости » Все новости

Новости


Сколько реально сегодня стоит бензин в России?

13 мая 2013

Когда народ требует дешевого бензина, он требует, чтобы его сделали беднее. А когда начинает платить за него реальную цену — общество становится богаче. Минфин это понимает, но поднять цену бензина до экономически оправданных 65-70 руб. за литр боится.


АЛЕКСАНДР ЗОТИН

Как следует из опубликованного на прошлой неделе проекта "Основных направлений налоговой политики РФ", Минфин собирается в 2016 году поднять ставки акцизов на "Евро-5" до уровня ставок на "Евро-4" на 2015 год. Исходя из действующих ставок к 2016 году налоговая нагрузка на бензин "Евро-5" возрастет вдвое по сравнению с нынешним уровнем, с 5143 руб. до 10 358 руб. с тонны. Напомним, что на территории России не допускаются производство и реализация автомобильного бензина и дизельного топлива стандарта "Евро-2" с 1 января 2013-го, "Евро-3" -- с 1 января 2015-го, "Евро-4" -- с 1 января 2016 года. То есть уже через два с половиной года "Евро-5" станет минимально разрешенным классом топлива.

Сейчас основные акцизные доходы идут с бензина "Евро-3", а на более экологичное топливо ("Евро-4" и "Евро-5") распространяются льготные тарифы. Но если оставить пониженные ставки на "Евро-5", то сборы акцизов обвалятся -- и заполнять дыру в дорожных фондах будет нечем. Так что к цене бензина приблизительно 35-40 руб. за литр к 2016 году уже стоит готовиться. Возможно, впрочем, и к большей.

Помимо повышения акцизов Минфин планирует изменить экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. Как сказано в тех же "Основных направлениях", "возможно начало процесса по постепенному снижению ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть". За этой расплывчатой формулировкой стоит желание изменить действующую формулу расчета 60-66-90 (экспортная пошлина на нефть составляет 60% разницы между средней ценой нефти за месяц и ценой $182,5 за тонну, на остальные нефтепродукты, кроме бензина,-- 66% нефтяной, на бензин -- 90%).

Повышение НДПИ вместе со снижением экспортной пошлины делает нефть дороже для внутреннего рынка, то есть для нефтепереработчиков. Следовательно, будет дорожать и бензин. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, правда, пояснил, что процесс будет идти неспешно: "Мы представляем, что начать это можно уже со следующего года -- начать процесс снижения пошлины на нефть. Посмотреть на реакцию, сделать это темпами не больше 2-3 процентных пунктов в год, то есть если пошлина 60% от цены на нефть, то она может снизиться до 57-58%, но при этом повышая ставку НДПИ". По мнению Трунина, с такими темпами можно будет отказаться от экспортной пошлины через 30 лет.

Зло по субсидии

Проще говоря, бензин в России будет дорожать, но довольно медленно. Огромная топливная субсидия сохранится.

Предложения Минфина и в отношении акцизов на топливо, и в отношении снижения экспортной пошлины на нефть лишь маленький шажок в сторону ее ликвидации. На качественный скачок -- отказаться от топливной субсидии вообще -- ведомство Антона Силуанова даже не замахивается.

Тем самым консервируется старая проблема: бензин в России не дорог, а ужасающе дешев. И эта дешевизна по сложившейся с советских времен традиции оплачивается всеми: и теми, кто заполняет баки своих внедорожников или суперкаров, и теми, кто ездит на электричках. Надо сделать так, чтобы бензин стоил столько, сколько он стоит реально, без занижающих цену субсидий.

Робкие российские начинания практически совпали по времени с недавним призывом МВФ отменить по всему миру энергетические субсидии. В целой серии публикаций МВФ рассматривает их негативные эффекты и примеры избавления разных стран от нефтяной иглы и ломок.

Методологию своих расчетов МВФ не раскрывает, однако один из опрошенных "Деньгами" экспертов, попросивший об анонимности, сделал приблизительный подсчет субсидии для бензина. "Есть мировая цена нефти -- сейчас это около $100 за баррель Urals. Государство, однако, может искусственно занизить цены на нефть для своих нефтепереработчиков, продавая им нефть не по $100, а по $55, чтобы бензин для граждан страны был дешевле, так как он будет выработан из более дешевого сырья. Вот это и будет субсидией. Реализация этой субсидии достигается комбинацией налога на добычу нефти и экспортной пошлины. В России потребляется около 80 млн тонн нефтепродуктов. При нынешней цене на нефть и уровне пошлин экспортная пошлина -- около $400 на тонну. Это $32 млрд в год несобранной пошлины. Кроме того, при выработке этих 80 млн тонн образуется еще 120 млн тонн нефтепродуктов, которые можно экспортировать, уплачивая 66% пошлины от нефтяной. Итак, 34% х 120 млн т х $400/т = $16,3 млрд в год. Итого круглым счетом $48 млрд в год. По $338 на каждого гражданина России в год, чуть меньше $1 в день".

Дешевый бензин -- народу?

Возмущенный обыватель может возразить: да, размер субсидии велик, но что в этом плохого? Энергетические субсидии представляются само собой разумеющимися в странах--производителях нефти. В конечном итоге, так как это природное богатство в форме энергоносителей принадлежит народу, почему они не должны быть дешевыми?

Во-первых, энергетические субсидии не обеспечивают по-настоящему адресной поддержки малоимущих. Наоборот, поскольку богатые потребляют значительно больше, чем бедные, субсидии идут прежде всего им, людям состоятельным. Владелец Bugatti с объемом двигателя 8 л получает большую долю субсидии на бензин, чем владелец малолитражки, а живущая в деревне старушка вообще ничего от этого не получает.

Во-вторых, энергетические субсидии весьма дороги и вытесняют другие, более целесообразные, государственные расходы (на медицину, образование, инфраструктуру).

Наконец, в-третьих, из-за субсидий страны потребляют слишком много энергии. Так, энергоемкость ВВП России вдвое выше энергоемкости Китая и в 2,5-3,5 раза выше, чем в США и странах Европы. Зато субсидирование помогает выживать неэффективным компаниям, не желающим вкладываться в энергосберегающие технологии.

Реальная цена

То, что субсидии -- зло, понятно. Но как ликвидировать субсидии и что будет с бензином? И как компенсировать населению повышение цен?

Ликвидация бензиновой субсидии технически весьма проста: достаточно полностью убрать экспортную пошлину на нефть и повысить на соответствующий объем НДПИ или налог на прибыль нефтяных компаний. Проще говоря, забирать всю нефтяную ренту прямо у скважины, а не при пересечении государственной границы.

Сколько же реально сегодня стоит бензин в России -- без субсидий, при нашей географии, при плачевном состоянии российских НПЗ и текущих мировых ценах на нефть? Опрошенный нами эксперт дал следующую оценку: "При нынешней ситуации цена на бензин, наверное, определялась бы по импортному паритету. Это значит, что в Сибири она была бы значительно выше, чем в Ярославле или Москве. В Москве получается рублей 40, в Сибири -- рублей на пять выше. Вопрос, правда, в том, сколько НПЗ при этом выживет. Саратов, Ачинск, Оренбург, Ухта наверняка уйдут в убытки. На ценах не скажется -- импортный паритет, он импортный паритет и есть. Но дефицит бензина, скорее всего, появится. Наверное, восполнимый, в первую очередь за счет белорусов, но тем не менее".

Да, 40-45 руб. за литр -- это дороже, чем в США. Но в США -- одни из самых высокотехнологичных в мире НПЗ, доля выработки светлых нефтепродуктов там гораздо выше, чем в России. Российские НПЗ давно стали бенефициарами сложившейся системы субсидий, ведь, выполняя социальные обязательства перед автовладельцами по снабжению их дешевым бензином, они гонят при этом тьму никому особо не нужного мазута. Но, так как пошлина на экспорт нефтепродуктов (кроме бензина) всего 66% от нефтяной пошлины, мазут благополучно вывозится на Запад.

Впрочем, 40-45 руб.-- это оценка без акцизов. Минфин о них помнит, но радикально повышать боится. А зря. Автомобили, как известно, создают массу негативных внешних эффектов (тех самых экстерналий). Среди них -- загрязнение окружающей среды, пробки, износ дорог, использование общественного пространства в городах и т. д. Как напоминают нам экономисты МВФ, неполная компенсация экстерналий акцизами тоже де-факто субсидия. Разумным уровнем акцизов на бензин можно считать размер налогов, принятый в развитых странах ОЭСР,-- в среднем это .0,6 за литр. Так что к 40-45 руб. стоит добавить еще около 22 руб. (25 руб. минус 3 руб., нынешний уровень российского акциза), итого более или менее справедливая цена бензина составит 62-67 руб. за литр.

Причем это по самым скромным оценкам.

Моя черная!

Так как государство теряет на бензиновых субсидиях около $50 млрд ежегодно, ликвидация субсидий (замена экспортной пошлины НДПИ или повышенным налогом на прибыли нефтяных компаний) вернула бы бензиновую часть природной ренты народу. При этом инфляционные последствия от повышения цен на бензин были бы ничтожными -- транспортные издержки в конечной цене товаров, как правило, не превышают долей процента. Зато возвращенные деньги можно было бы потратить с куда большей пользой. Медицина и образование уже упоминались экономистами МВФ, добавим к этому вложения в развитие общественного транспорта.

Впрочем, МВФ предлагает и другое, еще более осязаемое, решение. Взять и вернуть бензиновую субсидию каждому гражданину в денежной форме.

Аналогичные меры поэтапной монетизации субсидий предлагались оппозицией в Венесуэле (программа Mi Negra -- "Моя черная", имеется в виду нефть) и частично осуществились в Иране (не совсем удачно из-за успеха западных санкций и общего экономического кризиса). В нашем случае это приблизительно по 10 тыс. руб. на персональный счет в любом банке ежегодно.


/ Ъ-Деньги /





01
сентября
2014
Иркутской области нужны рабочие специальности
 
01
сентября
2014
В Иркутске пройдет траурное мероприятие в память о событиях в Беслане
 
01
сентября
2014
Заменить паспорт в Иркутской области теперь можно всего за час
 
01
сентября
2014
В России с 1 сентября на смену ОАО и ЗАО пришли публичные и непубличные общества
 
01
сентября
2014
Сергей Ерощенко: Иркутская область готова разместить у себя офисы Минтранса РФ, РЖД и Газпрома
 
01
сентября
2014
Угроза новых санкций, - ФИНАМ
 
01
сентября
2014
55 млн рублей не доплатила ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» ресурсоснабжающим организациям в Иркутске
 
01
сентября
2014
Команда Банка24.ру поддержала благотворительный флэшмоб Ice Bucket Challenge и бросила вызов Альфа-банку, ВТБ-24 и Промсвязьбанку
 
01
сентября
2014
20 легендарных фестивалей, которые обязательно нужно посетить за свою жизнь
 
01
сентября
2014
Более 64 млрд рублей налоговых поступлений за январь-июль 2014 года направлено в консолидированный бюджет Иркутской области
 
01
сентября
2014
Инвестидеи от ФИНАМа. Специалисты компании дают практические рекомендации о том, как зарабатывать на рынке акций и добиваться положительных финансовых результатов
 
01
сентября
2014
Вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, упрощающие жизнь водителям и страховщикам
 
01
сентября
2014
Газоснабжение Киргизии обойдется "Газпрому" в 45 млрд рублей
 
01
сентября
2014
Уоррен Баффет дал великолепный совет инвесторам, обеспокоенным геополитикой
 
01
сентября
2014
Дмитрий Медведев поручил Минэкономики снизить показатель инфляции на 2015 год
 
01
сентября
2014
"Трансаэро" обойдется без Dreamliner: компания меняет планы по закупке самолетов
 
01
сентября
2014
Учебники для начальников: какой литературы не хватает российским MBA
 
01
сентября
2014
Филиал ВТБ в Шанхае выдал кредиты в юанях компаниям Группы «Спортмастер»
 
01
сентября
2014
Не пора ли частному инвестору вернуться на фондовый рынок?
 
01
сентября
2014
Возле иркутского Диагностического центра появился сад камней и фонтан
 
01
сентября
2014
В Иркутске и Улан-Баторе установят скульптуры, символизирующие побратимские отношения
 
01
сентября
2014
Новую поликлинику построят в микрорайоне Юбилейный в Иркутске
 
01
сентября
2014
Главный пунктик инвестпрограммы: РСХБ сосредоточился на сети
 
01
сентября
2014
Без каких таблеток может остаться Россия
 
01
сентября
2014
Около 541 млн рублей потрачено на подготовку школ к новому учебному году в Иркутской области
 
01
сентября
2014
Санкции отложили до худших времен: Евросоюз назначил председателя и главу МИДа
 
01
сентября
2014
Частные пенсии освободят от налога
 
01
сентября
2014
В каких странах рады студентам из России
 
01
сентября
2014
Аналитики ВТБ: Российская экономика в сентябре: санкции – не смертельны, но и не безобидны
 
01
сентября
2014
Выплаты по каско можно будет получать без справки ГИБДД
 
01
сентября
2014
Как изменится фискальная политика в отношении граждан
 
01
сентября
2014
«iBank 2» - новая версия интернет-банка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
 
01
сентября
2014
Наталья Смагло, владелец арт-ателье «Cherry»: «Я взяла не автокредит, а потребительский, мне кажется, что так выгоднее»
 
01
сентября
2014
Акционеры Wikimart обсуждают покупку ритейлеров "Терминал.ру" и "Моллстрит"
 
01
сентября
2014
Чужие карты, наши правила
 
Все новости | Экономика | Валюта | Деньги | Страхование | Недвижимость | Ценные бумаги | Компании