Новости

Золотое правило "не покупай компанию на IPO, а дождись падения котировок" продолжает работать

Правила игры размещает на публичном рынке независимый эксперт Дмитрий Ъ-Тратас

Похоже, что 2014 год назовут годом IPO. Ведь сегодня рынок первичных размещений бурлит, как в начале века -- во время бума интернет-компаний. С января на фондовых биржах США разместились уже 93 компании, которые привлекли более $20 млрд. Подобной скорости рынок не видел с 2000 года. В ближайшем будущем планируется первичное размещение китайской компании Alibaba, которая объединяет в себе и площадку для интернет-торговли, и платежную систему. Аналитики предсказывают, что на IPO компания может привлечь $15-20 млрд. Два года назад Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России) привлек $16 млрд, так что у китайской компании есть все шансы обогнать Марка Цукерберга.

С одной стороны, мы наблюдаем ренессанс публичных размещений. С другой стороны, уже проведенные в этом году размещения вряд ли радуют инвесторов. Например, акции компании King Digital, разработчика компьютерных игр, обвалились в первый день публичных торгов и сейчас торгуются на 20% ниже цены размещения. Акции оператора отелей La Quinta Holdings не только разместились хуже нижней границы объявленного диапазона, но и упали в цене в первый день торгов и до сих пор не могут восстановить свое положение. А ведь все это -- первоклассные корпорации, с прибыльным и понятным бизнесом и огромными планами на будущее, ради реализации которых и проводилось IPO. У компаний "похуже" и дела идут похуже.

Одной из главных причин неудачных IPO является то, что компании выходят на публичный рынок гораздо позже, чем в прошлые годы. Если в 2000 году средний возраст корпорации с первичным публичным размещением акций составлял шесть лет, то сегодня он поднялся до десяти лет. Чудесных взлетов котировок после размещения стало гораздо меньше.

Вторая причина увеличения количества неудачных IPO состоит в том, что самые перспективные компании или вовсе не выходят на рынок, или находят другие способы привлечения денег. Например, через венчурные фонды.

Все это делает перспективы инвестиции в IPO еще более сомнительными, чем были раньше. И золотое правило "не покупай компанию на IPO, а дождись падения котировок" продолжает работать. Верно и безотказно.


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное