Новости

Ставка на холодную войну

25 июля, вопреки прогнозам экспертов и ожиданиям участников рынка, Центробанк принял решение поднять ключевую ставку до 8%. С начала этого года ключевая ставка прибавила уже 2,5 процентного пункта. По мнению экономистов, инфляцию это не замедлит, а проблемы банков с ликвидностью лишь усугубятся.

Еще в начале февраля этого года ключевая ставка составляла 5,5%, но уже в начале марта, после обострения украинского кризиса, она была повышена сразу до 7%. Регулятор пошел на такой шаг, дабы предотвратить риск ускоренного роста инфляции и угрозу финансовой стабильности, которые возникли тогда из-за высокого уровня волатильности на финансовых рынках. В конце апреля ставка снова была повышена «в связи с возросшими инфляционными рисками», правда, уже не так резко — до 7,5%. Центробанк тогда заверил, что повышение ставки замедлит инфляцию и она не превысит 6% по итогам года. Этот расчет явно не оправдался. В годовом выражении инфляция балансирует на отметке 7,5%, введены новые американские и европейские санкции против российских компаний и чиновников, а политическая напряженность в отношениях России с Западом явно не ослабевает.

Центробанк объясняет нынешнее решение о повышении ключевой ставки до 8% более медленным по сравнению с ожидавшимся снижением темпов роста цен в стране, увеличением связанных с этим инфляционных рисков и усилением геополитической неопределенности. С помощью повышения ключевой ставки ЦБ все еще надеется снизить инфляцию до 6—6,5% к концу этого года и до 4% в среднесрочной перспективе. Кроме того, регулятор отметил, что если ситуация с инфляцией будет ухудшаться на фоне эскалации геополитической напряженности, смены курса денежно-кредитной политики центральных банков ряда стран и ее потенциального воздействия на курсы национальных валют, то ставка может быть повышена вновь.

Что касается инфляции, как раз 25 июля Минэкономразвития повысило свой прогноз инфляции в годовом выражении до 7,5—7,6%. Согласно данным Росстата, за период с начала года до 21 июля потребительские цены выросли на 5,3%. Месячная инфляция начала снижаться с 1,02% в марте до 0,62% в июне. Но все равно, очевидно, это слишком много, чтобы уложиться в целевой ориентир ЦБ в 6% годовых.

Экономика при этом продолжает стагнировать. Согласно данным Росстата, за I квартал рост российской экономики составил 0,9%. По итогам года Минэкономразвития ожидает роста ВВП на 0,5%, а ЦБ — на 0,4%. Не так давно Международный валютный фонд снизил прогноз по российскому ВВП на 2014 год с 1,3% до 0,2%. Это прогнозное значение на фоне остальных крупных экономик мира стало самым минимальным.

Мнения большинства опрошенных порталом аналитиков сходятся в том, что основным движущим мотивом для повышения ставки были именно ожидания геополитических рисков, дальнейшего ухудшения отношений России с международным сообществом. «Сам ЦБ неоднократно озвучивал, что ожидает замедления потребительских цен во второй половине 2014 года. Замедление темпов инфляции, может, и происходит несколько медленнее, чем ожидал регулятор, но ЦБ достиг бы своих целей по инфляции в 6—6,5% и без повышения ставки», — считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. По его словам, рост цен сдержали бы рецессивная среда национальной экономики с одной стороны и хороший урожай — с другой.

Если же говорить о причинах нынешнего высокого уровня инфляции, то здесь сильное влияние оказали административные факторы. «С этими административными факторами бороться повышением ставок бессмысленно, можно лишь ограничить их влияние, подавив активность в других, рыночных секторах», — подчеркивает Надоршин.

«Повышение ставки – довольно неожиданное решение, хотя мы допускали такую возможность», — говорит главный экономист компании «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Он затруднился сказать, чем руководствовался Центробанк, принимая такое решение, поскольку инфляция в последнее время начала замедляться.

По мнению макроаналитика Райффайзенбанка Марии Помельниковой, главным стимулом к очередному повышению ключевой стали обсуждаемые сейчас в правительстве и администрации президента инициативы по повышению тарифов и налоговой нагрузки в ближайшие годы. Свою лепту могло внести и сообщение о возможных масштабных тратах из Резервного фонда как альтернативе увеличения налогов. «Между тем ни одна из указанных инициатив еще не принята, в то время как повышение ставок может довольно быстро негативно сказаться на экономической активности», — отмечает эксперт.

Как говорит главный аналитик Альфа-Банка Наталия Орлова, на рынке преобладает мнение, что ЦБ повысил ставку в ожидании нарастания негативного геополитического фона, но повышение ставки достаточно важно рассмотреть в контексте бюджетной политики. По словам Орловой, сильный внутренний аргумент в пользу этого решения – разгар бюджетного процесса. Сейчас естественные монополии требуют индексации тарифов, а бюджет, в свою очередь, готов финансировать дополнительные расходы. И решение ЦБ о повышении ключевой ставки может заставить правительство немного осторожнее подходить к этому вопросу.

По мнению практически всех опрошенных Банки.ру экспертов, повышение ставки окажет негативный эффект на банковский сектор. Евгений Надоршин полагает, что основное давление повышение ставки окажет именно на банки. Особенно заметно оно отразится на корпоративном кредитовании, которое гораздо больше привязано к ключевой ставке ЦБ. «Кроме того, из-за нескольких неожиданных повышений ориентира ЦБ на коротком временном интервале получается следующая картина: те займы, которые были выданы еще в феврале этого года при ставке 5,5%, сейчас уже невыгодны банку, даже если заемщики их исправно обслуживают», — отмечает Надоршин.

Кроме того, банки, попавшие под санкции США и ЕС, помимо сложностей с заимствованиями на внешних рынках, теперь столкнутся с проблемой привлечения относительно недорогих ресурсов и на внутреннем рынке по причине роста стоимости фондирования, добавляет начальник управления риск-менеджмента Банка Расчетов и Сбережений Алексей Подшивалов. В целом же, говорит он, рост ставки ухудшит и без того непростую ситуацию с ликвидностью и устойчивостью банковской системы.

По словам директора по рейтингам кредитных институтов рейтингового агентства «Эксперт РА» Станислава Волкова, банки, возможно, будут пытаться переложить рост стоимости фондирования на клиентов, повышая ставки по кредитам. В этом случае число заемщиков, которые отвечают требованиям банка и при этом готовы брать кредиты, упадет, что ограничит темпы роста банковского бизнеса.

Однако Наталия Орлова считает, что в целом повышение ставки не говорит о том, что ситуация с ликвидностью будет хуже. «Для этого необходимо смотреть на систему рефинансирования. Я не жду, что Центробанк будет ужесточать поддержку рефинансирования», — полагает она.

Юлия ТИТОВА, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное