Новости

Потребительский экстремизм, процветающий в развитых странах, становится реальностью в России

Потребительский экстремизм, процветающий в развитых странах, становится реальностью в России. Но не потому, что теперь и у нас "клиент всегда прав", а потому что наши юристы научились зарабатывать на обиженных потребителях.

ЕКАТЕРИНА АЛИКИНА

С недавних пор наши сограждане все чаще стали обращаться в суды, защищая свои интересы. По словам председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаила Аншакова, в последнее время количество таких дел стабильно растет примерно на 20% ежегодно. Более того, и суды все чаще встают на сторону граждан. "Как правило, 70% исков, подаваемых потребителями через суды, выигрывается",-- рассказывает председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.

Так, в апреле этого года житель города Химки выиграл суд у торговой точки, в которой приобрел некачественное пиво в пластиковой упаковке. Перед обращением в суд гражданин не поленился отдать смутивший его напиток на дорогостоящую экспертизу, которая показала наличие в пиве вредных химических веществ. Химкинский суд удовлетворил практически все требования потребителя. С магазина взыскали не только стоимость самого товара, но и 50 тыс. руб. за моральный вред, 25 тыс. руб. штрафа, 50 тыс. руб. за оплату экспертизы, а также 15 тыс. руб., потраченных на услуги адвоката. Таким образом, гражданин, купив бутылку пива за 60 руб., смог отсудить у торговой точки 150 тыс. руб.

И случай этот далеко не единичный. Жительница Стерлитамака, поднимаясь по крыльцу дома, поскользнулась, упала и повредила левую кисть. Она подала в суд на управляющую компанию, обслуживающую ее дом, и отсудила 70 тыс. руб. компенсации. А в Москве пассажирка автобуса, сломавшая бедро после резкого торможения, смогла отсудить у "Мосгортранса" около 700 тыс. руб. "Закон о защите прав потребителей дает четкие указания на то, какие права потребитель имеет и на чем он может настаивать при возврате товара, при оценке его качества. Когда люди добиваются решения в свою пользу, то они таким образом добиваются того, что всем остальным постепенно становится проще жить",-- полагает Павел Шапкин.

США не сразу строились

Справедливости ради следует отметить, что в Америке далеко не сразу суды начали присуждать гигантские компенсации потребителям. Например, первый иск к табачной компании Liggett & Myers был подан в 1954 году. После 17 лет разбирательств дело было бесславно прекращено. В 1960 году суд присяжных впервые признал, что курение вызывает рак легких, что муж истицы умер именно из-за рака легких и что курение сигарет Lucky Strike может вызвать смерть. Таким образом, суд подтвердил правоту женщины, подавшей иск в суд, но никакой компенсации от табачной компании она не получила -- судья постановил, что покойный, осознавая опасность, принял тем не менее решение курить, а значит, сам виноват в своей смерти.

Однако американские юристы сочли это направление деятельности перспективным и активно занялись его разработкой. Теперь компенсации курильщикам со стороны табачных компаний -- рутинное дело, которое чаще всего проходит даже в досудебном порядке. "Если в Америке компания довела дело потребителя до суда,-- это уже ЧП,-- говорит Михаил Аншаков.-- Для них это чревато серьезными убытками".

В России такой перспективной темой для юристов стало взыскание выплат со страховых компаний по ОСАГО и каско. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с первого квартала 2011 года по первый квартал 2014-го количество случаев, оплаченных по решению суда, выросло с 34,5 тыс. до 95,2 тыс. Надо отметить, что общая сумма выплат по "автогражданке" в первом квартале текущего года составила 15,6 млрд руб. По решению суда выплачено более 30% из этой суммы -- 5,2 млрд руб.

И существенная часть заслуги в этом лежит на плечах автоюристов, которые придумали, как заставить страховщиков платить по полной. "Ситуация изменилась после того, как на сферу автострахования начало распространяться действие закона "О защите прав потребителей",-- рассказал "Деньгам" руководитель Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.-- Это случилось около двух лет назад. До этого страховщики достаточно безнаказанно занижали стоимость по убыткам ОСАГО. Таким образом, до недавнего времени страховые компании неплохо зарабатывали, потому что лишь малая часть людей обращалась в суд. После того как действие закона "О защите прав потребителей" стало распространяться на сферу автострахования, ситуация изменилась в корне".

В последнее время новым полем деятельности юристов становится борьба с банками. В результате банкирам уже приходится выплачивать гражданам компенсацию, в несколько раз превышающую сумму причиненного вреда. "Финансовая организация, которая нарушает права потребителей и вовремя не компенсирует нанесенный вред, по решению суда выплачивает: полную сумму нанесенного вреда, проценты за неправомерное пользование средствами, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф за нарушение потребительского законодательства. Само собой, нарушитель прав потребителей также оплачивает судебную пошлину и затраты на экспертизу, если она для решения суда потребовалась",-- рассказывает юрист общероссийской общественной организации потребителей "Финпотребсоюз" Алексей Драч.

Примеров удачного для граждан исхода дел в этой нише вполне достаточно. Так, житель Подмосковья при помощи "Финпотребсоюза" обратился в суд с претензией к банку, неправомерно взявшему с него комиссию в размере 6 тыс. руб. В результате разбирательства суд встал на сторону гражданина и обязал банк вернуть комиссию. А также взыскал в пользу истца проценты за пользование денежными средствами -- 998 руб., неустойку в размере 20 тыс. руб., компенсацию морального вреда -- 3 тыс. руб., штраф за невыполнение требований потребителей -- 15 тыс. руб. и судебную пошлину -- 1449 руб. В итоге финансовая организация выплатила клиенту 46 446 руб.

Следует отметить, что в России постепенно учатся взыскивать с компаний нанесенный гражданам вред. Причем как имуществу граждан, так и их здоровью. Например, одной из клинических больниц Тюмени пришлось выплатить более 1,7 млн руб. 47-летней гражданке за ошибочно поставленный диагноз, который едва не привел к ее смерти. Врачи приняли признаки инсульта за состояние после эпилептического приступа. Но вот с компенсацией морального вреда дела пока обстоят не так хорошо, как, например, в Европе или США. "В российской практике моральный вред -- это почти всегда повреждение здоровья или смерть,-- говорит адвокат Антон Стасий.-- Если повреждения здоровья нет и если речь идет не об известных персонах, про моральный вред можно забыть. Либо выплаты будут невысокими. В обычном судебном заседании при цене вопроса 90 тыс. руб. взыскать 10 тыс. руб. на моральный вред -- это очень хороший результат".



/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное