Новости

Почему один за другим разоряются туроператоры в России?

Специалисты компании «ФИНАМ» дают практические советы о том, как зарабатывать на рынке акций:

Сегодня в СМИ появилась информация о вероятном банкротстве петербургского туроператора «Экспо-Тур» в связи с невозможностью выполнения компанией обязательств перед туристами. За последний месяц это уже третий прецедент в туристической индустрии – до этого разорилась «Роза ветров Мир» и один из крупнейших российских туроператоров –  компания «Нева».
 
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»

 
Формально основным фактором дефолтов туроператоров стали негативные изменения рыночной конъюнктуры – под давлением экономического спада и одновременно ослабления национальной валюты, спровоцированного геополитическим кризисом, наблюдалось заметное снижение спроса. Значительный рост стоимости услуг зарубежного туризма на фоне падения рубля на 10% (по некоторым оценкам, за счет мультипликативного эффекта зарубежный туризм подорожал для соотечественников в среднем на 20-30%)  при высокой внутренней инфляции и сокращении реальных располагаемых доходов, естественно, мотивировал потребителей к сокращению трат на отдых за границей.

При этом, учитывая отток ликвидности и рост ставок, компании, видимо, не смогли компенсировать снижение денежного потока от сокращения операционной деятельности за счет рефинансирования – кредиты оказались недоступны.

Вместе с тем, по косвенным признакам можно предположить, что критическую роль в финансовой дестабилизации все-таки сыграли неверные управленческие решения, слабый контроль рисков и, видимо, неоднозначный долговой профиль, в условиях ужесточения требований банков не позволявший быстро и безболезненно перекредитоваться. По данным Ростуризма, в 1 квартале 2014 г. выездной трафик снизился на 4%.

Даже если предположить, что у отдельных операторов падение было выше в несколько раз – на уровне, скажем, 15-20% - в теории такое краткосрочное давление на продажи, как правило, не приводит к фатальным кассовым разрывам, если у компании есть достаточные резервы. Поэтому нельзя исключать, что как раз одним из основных драйверов дестабилизации стали проблемы с ликвидностью.

При этом кризис компаний туристической сферы могли косвенно провоцировать финансовые институты, на фоне роста страновых рисков в первом квартале активно пересматривавшие лимиты и сокращавшие сотрудничество с потенциально подверженными угрозам заемщиками. В индустрии туризма с ее потребностью в больших объемах средств, коротких оборотах и, понятное дело, сравнительно высокой эластичностью самого продукта (зарубежный отпуск ведь можно и отложить), таких компаний, вероятно, было немало. Ликвидации ранее открытых кредитных линий определенно могла спровоцировать эффект домино и способствовать усугублению финансовой нестабильности на фоне операционных потерь. Интересно отметить, что, по данным СМИ, «Согаз», ранее страховавший «Неву» – основного ньюсмейкера негативного новостного фона – как раз в феврале 2014 года прекратил контракт с компанией, формально объяснив это выходом из сектора страхования туристических услуг.

Статистика Ростуризма по итогам первого полугодия пока не опубликована.  Полагаю, пиковые падения продаж, скорее всего, не повторятся в ближайшее время. Но учитывая слабые темпы роста экономики и продолжающийся внешнеполитический кризис, который сопровождается расширением секторальных санкций против России, итоги года, вероятно, будут довольно слабыми, а в целом негатив в индустрии будет сохраняться и в среднесрочной перспективе.  


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное

На SIA.RU публикуются материалы, предоставленные аналитиками и трейдерами российских и зарубежных инвестиционных компаний и банков. Их мнения могут не совпадать с мнением редакции. Авторы комментариев не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться. Представленные в комментарии мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала. Комментарии носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по покупке либо продаже ценных бумаг. Стоимость ценных бумаг может увеличиваться и уменьшаться, результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем, государство не гарантирует доходность инвестиций в ценные бумаги.