Новости

Игра на сложных финансовых инструментах может стать альтернативой обычным депозитам

На банковском рынке уже не первый год существуют инвестиционные депозиты для физлиц, которые подразумевают вложение средств в паевые инвестиционные фонды, еврооблигации и фондовый рынок. Банки.ру разбирался, могут ли такие продукты стать альтернативой классическим депозитам в условиях нынешней финансовой нестабильности.

Для реализации сложных инвестиционных продуктов с клиентами заключается договор доверительного управления или договор брокерского обслуживания. Если классифицировать инвестиционные депозиты для физических лиц, то их условно можно разделить на продукты с защитой капитала и без. Защита капитала подразумевает размещение части средств в инструментах с фиксированной доходностью, обеспечивающих возврат вложенного капитала. «Средства могут размещаться в депозиты или портфели еврооблигаций. Выбор зависит от управляющего и рыночных условий», — поясняет исполнительный директор отдела по работе с премиум-клиентами Райффайзенбанка Павел Кудрявцев.

В одних банках клиент может выбрать уровень защиты инвестированного капитала до 100%, в других продукты подразумевают фиксированный размер «защищенного капитала». Далее выбирается базовый актив. В качестве базового актива могут выступать инструменты на любой вкус в зависимости от выбранного продукта: ПИФы, рублевые и долларовые продукты, портфели евробондов, инвестирование в промышленность, вложения в экономику развивающихся стран.

В некоторых кредитных организациях сложными инвестиционными продуктами могут пользоваться только клиенты премиум- и прайвет-сегмента, в других – все клиенты, которые способны внести установленный кредитной организацией минимальный капитал. Сумма входа на рынок сложных инвестиционных продуктов начинается от 50 тыс. рублей и возрастает в зависимости от банка. Например, в Альфа-Банке для использования продукта среднесрочного инвестирования необходимая минимальная сумма составляет 100 тыс. рублей. В банке «Петрокоммерц» сумма входа в такие продукты составляет 300 тыс. рублей.

В Промсвязьбанке структурные продукты доступны тем, кто в соответствии с российским законом является квалифицированным инвестором. Физическое лицо в России признается квалифицированным инвестором, если владеет ценными бумагами или иными финансовыми инструментами общей стоимостью не менее 3 млн рублей; имеет опыт работы в российской или иностранной организации, которая осуществляла сделки с ценными бумагами, а также совершало ежеквартально в течение последних четырех кварталов не менее десяти сделок с ценными бумагами или иными финансовыми инструментами совокупной ценой не менее 300 тыс. рублей либо заключило в течение последних трех лет не менее пяти сделок с ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, совокупная цена которых превысила 3 млн рублей.

Если клиент выбирает инвестирование в ПИФы, то, например, в Райффайзенбанке он сам выбирает инвестиционный фонд любого типа, в который будут размещены его средства. В Альфа-Банке для данного продукта срок инвестирования остается на выбор клиента с возможностью высокой ликвидности вложений, говорит начальник управления по развитию комиссионных продуктов кредитной организации Яна Блинова. Историческую доходность по ПИФам клиент может посмотреть на сайте управляющей компании. По мнению президента Национальной лиги управляющих (НЛУ) Дмитрия Александрова, ПИФы — наиболее прозрачные объекты инвестиций благодаря их подконтрольности депозитарию.

Что касается рублевых и долларовых инвестиций с защитой капитала, в этом случае часть средств размещается в инструментах с фиксированной доходностью, а другая часть обращается на фондовом рынке. «Это может быть индекс ММВБ в случае с рублевыми стратегиями или разные международные фондовые индексы (Dow Jones, S&P 500 и другие) в случае стратегий в валюте», — поясняет Павел Кудрявцев из Райффайзенбанка. По утверждению президента НЛУ Дмитрия Александрова, при игре на валютном рынке клиент берет на себя не только экономические риски, но и политические. «Деньги, инвестируемые в валютный рынок, на мой взгляд, должны быть у инвестора свободными», — подчеркивает Александров. По мнению представителя пресс-службы Института фондового рынка и управления Сергея Гирниса, в перспективе 15–20 лет пакет активов может быть надежнее, чем депозит в банке, как аналог пенсионного вложения. Если же брать перспективу двух-трех лет, то риски ценных бумаг выше, чем риски депозита.

Есть продукты, подразумевающие инвестирование в еврооблигации. «Мы в таком случае портфель собираем индивидуально для каждого клиента – в зависимости от желаемого срока инвестирования, доходности и того риска, который клиент готов принять», — говорит Павел Кудрявцев из Райффайзенбанка. «При покупке еврооблигаций клиент несет валютный риск, риск эмитента и разного рода политические риски», — комментирует Дмитрий Александров.

Также банки в рамках сложных инвестиционных продуктов предлагают вложения в производство. Так, в Райффайзенбанке есть продукт, предлагающий инвестировать средства в одну из выбранных стратегий: потребительский сектор, IT-компании или компании фармацевтического сектора.

По словам Дмитрия Александрова из НЛУ, при инвестициях в производство важна их диверсификация.

В линейке таких инвестиций существует понятие «трендследящая стратегия». Это российских аналог хедж-фонда, когда управляющий использует срочные инструменты финансового рынка – фьючерсы и зарабатывает либо проигрывает на колебаниях рынка, поясняет начальник управления премиального банкинга банка «Открытие» Дмитрий Рыскин. Основная суть этой стратегии в том, что у управляющего есть свое видение рынка, опирающееся на аналитические данные, есть статистика доходности. Исходя из нее управляющий работает со средствами клиента. Такие стратегии с 2009 года приносят более 20% доходности, говорит Рыскин.

Сроки сложных инвестиционных продуктов варьируются в разных банках от одного месяца (банк «Петрокоммерц») до пяти и более лет. С какой-то точностью говорить о доходности таких продуктов достаточно трудно. Их преимущество в том, что вкладчик, выбирая инвестицию с защитой капитала, по окончании срока действия договора ничего не теряет. «Доход непосредственно зависит от суммы, сроков, валюты, в которой номинирован структурный продукт, и от стоимости базового актива или набора базовых активов, к которым привязан структурный продукт, на дату окончания срока его действия. Потенциальный доход для всех вариантов инвестирования обычно превышает ставки по депозитам на соответствующий срок и в соответствующей валюте. При этом необходимо учитывать, что ожидаемый доход может остаться нереализованным как частично, так и полностью», — объясняет заместитель директора департамента по работе с VIP-клиентами банка «Петрокоммерц» Илья Федукин.

Как говорят в Альфа-Банке, среднесрочное инвестирование до трех лет в прошлые годы приносило от 10% до 20% годовых. В Промсвязьбанке потенциальная доходность сложных инвестиций составляет 9–10% годовых в долларах и 15% годовых в рублях. В одном из банков из топ-10 порталу Банки.ру сообщили, что 85% клиентов, использующих сложные продукты, получают доход и лишь 15% – изначальную сумму.

Нормальный банковский инвестпродукт более надежен для клиента, чем самостоятельное открытие счета в брокерской компании и покупка ценных бумаг. «Однако продукт пока имеет ограниченную привлекательность из-за того, что степень защищенности на рынке ценных бумаг все равно слабая. Брокерский счет не попадает под систему защиты вкладов», — отмечает представитель пресс-службы Института фондового рынка и управления Сергей Гирнис. Опрошенные порталом банки не предлагают в сопутствии с такими продуктами страховки инвестиционной части.

По мнению Дмитрия Рыскина из банка «Открытие», интерес к инвестпродуктам, безусловно, будет расти, поскольку продуктовые фабрики регулярно генерируют все более интересные идеи для клиентов. Кроме того, значительно растет финансовая грамотность населения, в том числе за счет консультаций банковских сотрудников. «Но в данный конкретный момент, когда резко подешевевшие под влиянием геополитики российские акции и облигации предлагают очень привлекательные доходности, клиенты часто выбирают более простые инвестиционные продукты», – уточняет первый вице-президент, куратор направления private banking Газпромбанка Дмитрий Пешнев-Подольский.

«В России продуктом номер один является депозит. Если ставки по депозитам будут невысокими, то интерес может проявиться и к другим инвестиционным продуктам. Однако сейчас мы наблюдаем иную тенденцию», – заключил Дмитрий Александров из НЛУ.

Юлия ТИТОВА, Banki.ru


/ Banki.ru /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное