Новости

Почему Россию исключают из туристических каталогов? Мнение иркутских экспертов

Крупнейшие туристические агентства мира Thomas Cook и Nature One убрали туры по России из буклетов на 2015 год. Это произошло впервые за 20 лет.

Как передает информационное агентство Росбалт со ссылкой на главу департамента въездного туризма российской КМП Групп Александра Макляровского, с начала лета общее падение турпотока из Италии и Германии колеблется в пределах 40-60%. В случае с Испанией этот показатель доходит до 90%. Туристы из США и Канады отменили деловые поездки сразу после присоединения Крыма к РФ, а новые запросы почти не поступают, отмечают отельеры. Эксперты считают, что масштабное снижение туристического потока будет стоить России около 4 млрд евро.

Между тем, региональные эксперты полагают, что наряду с политическими причинами снижения спроса на туры по России, нельзя сбрасывать со счетов и экономические.

- Я считаю, что туристическое агентство Thomas Cook убрало Россию из каталогов в первую очередь по прагматическим причинам, - прокомментировал «Телеинформу» ситуацию директор компании «Абсолютная Сибирь» Алексей Никифоров. – В этом году серьезно уменьшился спрос западных потребителей на туры по нашей стране. Это заметили и другие компании. Например, немецкий туроператор – организатор железнодорожных поездок по Транссибирской магистрали «Восточный экспресс» отмечает, что в нынешнем году произошло значительное снижение спроса на туры по России.

В 2015 году они ожидают продолжения этого спада, но с нашего рынка уходить пока не хотят. А Thomas Cook, скорее всего, решил выступить «красавцем» – мол, сами отказываемся, уходим с рынка страны, с которой цивилизованный мир не желает иметь ничего общего… На самом деле, движущая сила – это ситуация на рынке, а не политическое сознание, потому что в турбизнесе оно довольно обывательское. Не исключаю, что Thomas Cook сыграет на антироссийских настроениях из маркетинговых соображений –  чтобы привлечь к себе внимание и приумножить клиентскую базу.

Спрос на туры в Россию в западных странах снизился, действительно, очень сильно. Я со своими зарубежными партнерами ежегодно организую туры по Чайному пути, я принимаю их и везу туристов по Монголии и Сибири. Обычно у нас в летний период бывает две-три группы из США, но в нынешнем году была всего одна туристка. Деньги, которые мой американский партнер National Geographic Expedition перечислил за эту туристку, долго не проходили, банк их держал, как депозит. И сообщалось, что платеж не будет ни возвращен, ни отправлен, пока не будет информации о контрагенте. Банк ссылался на то, что это распоряжение финансовых властей США. Это происходило на фоне рекомендаций госдепартамента США воздержаться от поездок в Россию. В принципе, американцы плохо знают географию, и когда департамент рекомендует воздержаться от поездок, они не соотносят, где находится Сибирь, а где – Украина. Конечно, китайцы заполнили турпоток, так что сезон состоялся. Но красивых туров стало меньше.

Генеральный директор туристической компании «Грин Экспресс» Вадим Копылов также полагает, что международные компании руководствуются прагматическими соображениями, исключая Россию из своих каталогов на 2015 год. Между тем, по его мнению, тот же Thomas Cook может и немного лукавить:

- Нельзя забывать, что Thomas Cook - совладелец нашего российского «Интуриста». Возможно, было принято решение работать через эту компанию, тем более, у нее есть представительства за рубежом. Для Thomas Cook было бы логичным в сложившейся ситуации действовать таким образом, в «Интуристе» у него если не контрольный, то близкий к тому пакет акций. И, с другой стороны, такая мера позволит компании избежать рисков, связанных с санкциями, введенными в отношении России и компаний, работающих с Россией. Экономического ущерба от подобной бизнес-стратегии Thomas Cook не получит, поскольку Россия – это эксклюзив, не массовое направление, а компания специализируется на массовом туризме. Вообще, конечно, новость меня удивила, и я бы хотел услышать от представителей компании, чем мотивировано такое решение.

По мнению директора турагентства «РАМЭС» Игоря Лиманского, уход крупных международных компаний с российского рынка – это политическое решение:

- Вводя экономические санкции, западные страны показывают направление, в котором должны двигаться в отношении России и частные компании. Логика проста: не хотите играть по нашим правилам - не получите денег, которые могли быть направлены к вам вместе с туристическим потоком. Пропаганда работает не только у нас. Параллельно с сигналами для бизнеса даются и сигналы для населения: на западе внедряется мнение, что Россия – воюющая страна, а в воюющие страны туристы не едут.

- Thomas Cook и Nature One – это глобальные компании, одни из лидеров мировой туристической индустрии, - отмечает генеральный директор компании «Спутник-Байкал» Константин Мамаджанов. – Я считаю, что их новая стратегия в отношении России продиктована отчасти политическими мотивами, отчасти – экономическими. Возможно, они знают что-то такое, чего мы не знаем или не хотим знать. У них в аналитике, не исключено, даются прогнозы о том, что в России в 2015 году могут возникнуть проблемы с транспортом, с переводом средств, другие. Въездной туризм – это возможность принять гостей. По их мнению, наш дом не достаточно хорош, не очень безопасен для того, чтобы ехать к нам в гости.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное