К введению нового налога на недвижимость физлиц власти готовятся уже много лет -- летом 2013 года Минфин внес в правительство законопроект, предоставляющий местным властям право взимать налог на недвижимость не с инвентаризационной, как сейчас, а с кадастровой, то есть близкой к рыночной, цены жилья. Однако та редакция поправок была раскритикована в администрации президента за то, что урезала льготы по налогу и поэтому вела к заметному увеличению нагрузки на граждан. После годовой дискуссии внутри правительства новации были смягчены и в июне этого года направлены в Госдуму сразу в виде поправок ко второму чтению принятого еще в 2004 году депутатского законопроекта о "недвижимом" налоге.
Поправки устанавливают, что местные власти (в случае Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя -- региональные) смогут вводить новый платеж начиная с 2015 года (но не позже 2020 года). Пока такого решения не будет, налог в этот переходный период, как и прежде, будет взиматься с инвентаризационной стоимости. Предельные ставки обновленного платежа: 0,1% от кадастровой стоимости объектов -- для жилья (в том числе и недостроенного), гаражей и машино-мест, 0,5% -- для иных строений. Для недвижимости стоимостью свыше 300 млн руб., а также для принадлежащих гражданам крупных офисных и торговых центров ставка составит 2%. В рамках наведения социальной справедливости предусмотрен необлагаемый налогом вычет стоимости 20 кв. м -- для квартир, 10 кв. м -- для комнат и 50 кв. м -- для домов. Льготы сохранены, но с ограничением: применить их можно будет не ко всем, как сейчас, а лишь к одному выбранному объекту недвижимости (одна квартира, один гараж и так далее).
24 сентября законопроект во втором чтении должен быть рассмотрен на пленарном заседании Госдумы. В преддверии этого бюджетный комитет палаты с согласия правительства дополнил проект существенной поправкой. Муниципалитеты смогут снижать ставку налога для жилья с 0,1% до нуля или увеличивать ее до 0,3%. Глава Минфина Антон Силуанов объяснил появление этой нормы опасениями некоторых территорий (прежде всего, Московской области) по поводу того, что после введения новых правил сборы с жилой недвижимости могут "просесть".
Для основной массы плательщиков (в случае если размер налога при переходе к кадастровой стоимости вырастет) увеличение нагрузки растянется на пять лет -- каждый год сумма налога будет возрастать на 20%. Введение интервала ставок 0-0,3% делает последствия менее предсказуемыми -- от гипотетического снижения фискальной нагрузки до ее десятикратного увеличения.