Новости

Великое китайское размещение: как Alibaba принес сказочную прибыль инвесторам

В актуальном прочтении Alibaba — сказка о бедном и плохо образованном переводчике из Ханчжоу, который за один день стал самым богатым человеком в Китае, и его компания вошла в число крупнейших в мире. Среди тех, кто поверил в эту историю, оказались небедные россияне.

Евгений Сигал

19 сентября на Нью-Йоркской бирже был поставлен новый рекорд: китайский интернет-гигант Alibaba Group разместил акции дороже всех в истории фондового рынка. Компания рассчитывала привлечь $21,8 млрд, но спрос на ее акции был столь высок, что банки-участники стали продавать причитающиеся им опционы, в результате объем размещения вырос до рекордных $25 млрд. До этого за всю историю рынков порог $20 млрд при размещении акций преодолели всего три компании -- General Motors, китайский банк ICBC и китайский же Agricultural Bank.

Ралли продолжалось. В первый же день торгов стоимость акций Alibaba Group взлетела почти на 40%, с $68 до $94, а капитализация компании достигла $231,4 млрд. Это в три с половиной раза больше, чем капитализация ее основного конкурента ebay.com ($66 млрд), и в полтора раза больше, чем у amazon.com ($150 млрд). По размерам капитализации Alibaba Group вошла в двадцатку крупнейших мировых компаний, обойдя Chevron, Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), P&G и GP Morgan.

Основатель компании Ма Юнь (ему принадлежит 8,8% акций) за один день стал самым богатым человеком в Китае. Bloomberg Billionaires Index оценивает его состояние в $21,9 млрд.

Али-Баба с русским акцентом

Российским пользователям всемирной паутины Alibaba Group известна главным образом своим вторым по значимости после alibaba.com проектом -- интернет-магазином aliexpress.com. Впрочем, "известна" -- мало сказать. По данным TNS Russia, в июле 2014 года aliexpress.com посетили 15,9 млн россиян, и он, обогнав "Живой журнал", вошел в десятку самых популярных в России сайтов. Причем рост посещаемости aliexpress.com в России носил такой же взрывной характер, что и во всем мире. На российский рынок aliexpress.com вышел в середине 2012 года, и уже через шесть месяцев, в январе 2013-го, его ежемесячная аудитория составляла 3,1 млн человек. За год, к январю 2014-го, она выросла в четыре раза, до 12,4 млн. А сейчас подобралась вплотную к 16 млн.

В результате бурного роста aliexpress.com обогнал всех ближайших конкурентов и стал самым популярным интернет-магазином в России. Ежемесячная посещаемость ozon.ru почти вдвое меньше -- 8,5 млн, как и российская аудитория ebay.com -- 8,2 млн. Правда, по количеству заказов китайский интернет-магазин пока отстает от американского конкурента. По данным "Яндекса", в прошлом году россияне совершили более 20 млн покупок на aliexpress.com, то есть 55 тыс. покупок день, а ebay.com ежедневно отправляет в Россию 90 тыс. посылок.

Впрочем, если aliexpress.com сохранит нынешние темпы роста, он очень скоро обгонит ebay.com по числу заказов на российском рынке. Пока, во всяком случае, aliexpress.com активнее всех старается заслужить лояльность аудитории. Во-первых, за счет ассортимента: товары 6 тыс. категорий, от электроники, одежды и аксессуаров до товаров для детей, дома, спорта. Во-вторых, удобство оплаты: деньги с карточки списываются только после доставки товара. В-третьих, цены на значительную часть товаров существенно ниже, чем у конкурентов: товары в основном китайские, а магазин за счет огромных оборотов может обходиться небольшой маржей. Например, машинка для стрижки волос в носу и ушах будет стоить на aliexpress.com $1,69, с бесплатной доставкой. А зарядное устройство Wi-Fi Smart Plug, которое одновременно является модемом, поддерживающим стандарты Wi-Fi нового поколения (AC), обойдется всего в $20.

Бесплатная доставка -- еще одна причина популярности aliexpress.com. За исключением крупногабаритных товаров -- в этих случаях доставка может оказаться дороже самого товара. Например, мини-скутер стоимостью $562 привезут из Китая в Брянск за $1141.

Сложная и дорогостоящая логистика и плохая работа "Почты России" -- главные проблемы и для aliexpress.com, и для ebay.com. Как указывают пользователи aliexpress.com, сроки доставки заказов в Россию могут доходить до 50 дней. Вероятно, именно поэтому основной популярностью aliexpress.com пользуется в Сибири и на Дальнем Востоке: благодаря географическому положению товар доставляется значительно быстрее.

Для aliexpress.com российский рынок -- один из самых важных. По данным Similarweb, на долю пользователей из России приходится 15% посещений сайта. На втором и третьем местах с небольшим отрывом пользователи из США и Бразилии. В отчете за 2013 год Alibaba Group указывает, что резкий рост популярности aliexpress.com в России стал одной из причин увеличения выручки группы от международной торговли в 1,4 раза.

Капитализация ожиданий

Годовой оборот Alibaba Group в 2013 году составил почти $300 млрд, консолидированная выручка -- $8,5 млрд, а чистая прибыль, относящаяся к акционерам,-- $1,3. Эти показатели и есть главная причина успешного IPO компании. На фоне многих других интернет-компаний с мизерным оборотом, ни разу не показавших прибыль и оцениваемых рынком в миллиарды и десятки миллиардов долларов, Alibaba Group -- настоящий подарок для инвесторов. Не просто нарисованный сайт в сети с абстрактными пользователями, которых предстоит еще как-то монетизировать, а понятная и прибыльная бизнес-модель. Тем более что накануне IPO ажиотаж инвесторов подогрели отчетностью еще более сильной: за второй квартал 2014 года прибыль Alibaba Group составила $2 млрд, что в полтора раза больше, чем за весь прошлый год.

Еще один фактор успеха IPO -- это, конечно, ожидания дальнейшего роста, которые уже заложены в нынешнюю цену акций. Несмотря на некоторое сокращение, китайская экономика растет на 7-8% в год, что разительно отличает ее от развитых экономик. Инвесторы надеются, что этот процесс продолжит конвертироваться в рост доходов и потребления китайцев. Потому у инвесторов снова мода на Китай.

И конечно же, успешному размещению помогла удачно сложившаяся конъюнктура. Рынок, прежде всего американский, последние год-два уверенно растет. Dow Jones и NASDAQ (индекс интернет-сектора) раз за разом обновляют исторические максимумы. И конца этому празднику пока не предвидится, наоборот, впереди рынки ждет предновогоднее ралли. Лучше момента для выхода на IPO и придумать нельзя.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное