Новости

"Все готовятся к росту цен": что ждать от российского рынка бензина в следующем году?

Наступившая неделя должна принести облегчение участникам российского топливного рынка, которые весь октябрь живут в самой жесткой с марта 2011 года ситуации. Из ремонта выйдут Ангарский и Мозырский НПЗ, в то время как спрос на бензин должен сезонно снизиться. Перебои поставок топлива, которые наблюдались в Сибири, остались локальными и не переросли в полноценный бензиновый кризис. "Ъ" попытался разобраться, почему эти проблемы вообще возникли и какого развития событий можно ожидать в следующем году.


Рынок в ручном режиме

В октябре ряд российских регионов испытал самые серьезные трудности с обеспечением топливом с момента бензинового кризиса в марте 2011 года. В Новосибирской, Иркутской областях и Бурятии существенная часть АЗС вынуждена была прекратить продажи бензина на срок от нескольких дней до двух недель. Напряженность ощутили заправки во всех регионах Сибирского федерального округа. В основном с ней столкнулись независимые АЗС -- в условиях нехватки топлива нефтяники стремились обеспечить собственные сбыты. Ажиотажный спрос на бензин поднял оптовые цены до исторических рекордов, заставив владельцев АЗС увеличить цены на 1-2 руб. за литр.

Основной причиной стала нехватка топлива на локальном рынке Сибири. Он снабжается с Омского ("Газпром нефть"), Ачинского и Ангарского НПЗ ("Роснефть"). Июньская авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что завод до сих пор не выпускает товарные бензины. А в сентябре в ремонт были почти одновременно выведены два других НПЗ, из-за чего выпуск в Омске снизился на 22% по сравнению с августом, а в Ангарске -- в несколько раз. При этом в конце сентября начался ремонт на втором крупнейшем заводе "Газпром нефти" -- Московском НПЗ, и компания вынуждена была перебрасывать часть объемов с Омска в Центральную Россию.

"Дефицит должен был бы покрываться запасами, но их хватает только для обеспечения поставок бензина на собственные сети АЗС нефтекомпаний",-- говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В результате независимые сети АЗС стали работать с перебоями, а некоторые, как иркутская "Крайснефть", полностью остановились. Встревоженные губернаторы обратились к нефтяникам с просьбой экстренно увеличить поставки, а ФАС направила им предупреждения. "Газпром нефть" и "Роснефть" утверждают, что продолжали в октябре отгружать топливо независимым сетям, а отдельные случаи непоставок связаны с поздней подачей заявок. "Это не так, даже поданные по всем правилам заявки не удовлетворяются в полном объеме, а нефтяники используют ситуацию для борьбы за клиента",-- возражает господин Аркуша. Минэнерго же, напротив, считает, что ситуацию нагнетают владельцы независимых АЗС, которые в условиях высоких оптовых цен хотят дешевого бензина.

На прошлой неделе, по данным "Ъ", нефтяники вели поставки в Сибири в ручном режиме, с колес, а запасы бензинов АИ-92 и АИ-95 на подавляющем большинстве АЗС не превышали один-два дня. "Газпром нефти" даже пришлось 12 октября на время остановить ряд своих АЗС в Новосибирской области, чтобы выполнить требование ФАС и пропорционально распределять топливо между собственными и независимыми заправками. По мнению опрошенных "Ъ" участников рынка, во многом именно это предотвратило ухудшение ситуации до стадии полноценного бензинового кризиса. Собеседники "Ъ" отмечают, что критическим был период с 10 по 15 октября, а после 20 октября, когда выйдет из ремонта Ангарский НПЗ, ситуация должна улучшиться.

Дефицит предложения

Хотя непосредственной причиной проблем в Сибири стали ремонты на НПЗ, к середине сентября рынок бензина в РФ в целом был разбалансирован и находился в опасном состоянии. Череда аварий на заводах привела к тому, что к началу октября выпуск высокооктановых бензинов, по данным ЦДУ ТЭК, отставал от плана на 700 тыс. тонн. План Минэнерго предусматривает рост выпуска высокооктановых бензинов по сравнению с 2013 годом на 1,6%, до 37,3 млн тонн, но на 7 октября производство все еще отставало на 0,6%. Таким образом, в течение весны--осени, когда спрос на бензин традиционно высок, НПЗ выпускали меньше топлива, чем в 2013 году.

С другой стороны, спрос на бензин в РФ увеличивается не менее чем на 3% в год, а в этом году из-за присоединения Крыма рост должен ускориться. Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов говорил в июне, что на ближайшие годы закладывается увеличение спроса на 4%. Иными словами, импорт из Белоруссии должен был служить постоянным источником бензина для рынка РФ даже в отсутствие аварий на НПЗ. По балансу поставок на 2014 год Россия может получить из Белоруссии 2,1 млн тонн бензина. Однако Минэнерго не настаивает на этом объеме и считает, что 1,5 млн тонн по итогам года будет достаточно.

Многие собеседники "Ъ" в отрасли уверены, что именно бездействие Минэнерго привело к напряженной ситуации на рынке. "Минэнерго в какой-то момент упустило ситуацию и продолжало говорить, что все хорошо, когда рынок шел к дефициту, а теперь боится в этом признаться",-- говорит один из них.

Дисбаланс спроса и предложения на рынке привел к резкому росту цен в течение лета: в ходе торгов на СПбМТСБ бензиновые индексы достигли новых исторических максимумов. По данным ЦДУ ТЭК, по АИ-92 средняя отпускная цена с НПЗ выросла с начала года к 7 октября на 29,4%, по АИ-95 -- на 25,4%. Цены на заправках увеличились на 9,7% и 7,5% (2,9 руб. и 2,5 руб. на литр соответственно).

В "Роснефти" считают, что "ключевым фактором, повлиявшим на рост цены, стала биржа". Как сообщили "Ъ" в компании, "на бирже значительное влияние на цену оказывают спекулятивные операции, осуществляемые перепродавцами", и поэтому "необходимо усовершенствовать механизмы проведения торгов, исключив возможность спекулятивных операций".

Сам по себе рост оптовых цен не угрожает дефицитом, но к нему может привести увеличивающаяся разница в темпах роста между оптовыми и розничными ценами. Собеседники "Ъ" в правительстве признают: есть неформальное указание сдерживать стоимость бензина на заправках, чтобы рост цен не превышал инфляцию. В этой ситуации нефтяники переносят центр прибыли -- зарабатывают на оптовых продажах, а в рознице могут торговать по себестоимости или даже в убыток. "Диспаритет оптовых и розничных цен для нефтяников некритичен, они просто переносят центр прибыли в оптовое звено, а для независимой розницы это почти разорение, тем более когда период времени диспаритета превышает, как в этом году, пять месяцев",-- замечает Евгений Аркуша.

"Все готовятся к росту цен"

Авария на Ачинском НПЗ привела к тому, что российский рынок за июнь--октябрь недополучит около 450 тыс. тонн высокооктанового бензина -- менее 3% производства за этот период. Но, как показала практика, выпадение этого сравнительно небольшого объема стало ключевым как для существенного роста цен в масштабе страны, так и для нехватки топлива на рынках Сибири. В 2015 году произойдут регуляторные изменения, которые могут оказать гораздо большее влияние.

Во-первых, запрещается оборот бензина "Евро-3", который в этом году составляет 17% от плана производства, или 6,35 млн тонн. Больше половины из них (3,6 млн тонн) приходится на НПЗ "Роснефти", остальное примерно в равных долях делят "Сургутнефтегаз", "Газпром нефтехим Салават" и "Орскнефтеоргсинтез". В "Роснефти" заявили "Ъ", что компания "не видит рисков" и намерена в 2015 году на 30% увеличить выпуск бензинов "Евро-4" и "Евро-5".

Во-вторых, в 2015 году начнется налоговый маневр, последствия которого для рынка топлива его участники пока не берутся точно предсказать. "Никто не понимает, как это будет работать, но все готовятся к росту цен",-- говорят они. Замглавы Минфина Сергей Шаталов заявил на прошлой неделе, что маневр приведет к росту розничной цены топлива на 1,8 руб. на литр из-за увеличения стоимости нефти на внутреннем рынке.

Юрий Барсуков

"На всех дешевого ресурса хватить не может"

"Независимым участникам рынка приходится работать на грани выживания"


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное