Новости

Большинство автошкол в стране приостановили прием учеников: готовятся к переаттестации, которую не пройдет половина

Большинство автошкол в стране приостановили прием учеников: готовятся к переаттестации, которую не пройдет половина. В автошколах, прошедших проверки, ожидается повышение цен более чем вдвое, до 80-90 тыс. руб. И скорее всего, сюда из ГИБДД переедет коррупция при получении прав.

Нина Важдаева

По всей стране в автошколах -- неопределенность и легкая паника. Они пытаются привести свою техническую базу и образовательные планы в соответствие с новыми требованиями. Реформа автошкол идет с 2011 года, в 2013-м появились новые категории водительских прав (например, для владельцев мопедов). Но этот год принес самые серьезные перемены. 12 августа вступили в силу новые требования к автошколам, а на прошлой неделе Дмитрий Медведев подписал постановление "О допуске к управлению транспортными средствами", меняющее принцип приема экзаменов. Следующим шагом должен стать административный регламент по их проведению. Предлагается ужесточить процедуру тестирования: при сдаче теории будущие водители будут отвечать на пять дополнительных вопросов за каждую совершенную ошибку (сейчас допускаются только две ошибки, а вопросы не задаются вовсе). Дмитрий Медведев уже поручил МВД подготовить новый регламент в течение ближайших четырех месяцев.

Найти школу с согласованными программами оказалось непросто. На официальном сайте ГИБДД даже появился отдельный ресурс, на котором выложен список таких автошкол. В Москве их всего 10 из 350, в Санкт-Петербурге пока вообще ни одной. Там, где прием учеников идет, цены совсем не радуют. Например, в автошколе "Старт" обучение на категорию B стоит 48 тыс. руб.: 16 тыс.-- теория и 32 тыс.-- практика. Повышения цен ждут и в "Лидере" -- ориентировочно весь курс обойдется в 38-40 тыс. В районе 40 тыс. обещают цены и в "Лидер Виктории".

Для таких прогнозов есть основания. Теперь автошколы должны иметь свой автодром площадью не менее 0,24 га. Впрочем, далеко не все автошколы физически способны выполнить новые требования.

Не тот курс

На цену обучения повлияет и увеличение учебного курса. Сейчас автошколы экстренно готовятся к переходу на новые программы обучения.

Директора автошкол считают, что в целом программа, став больше, не сделалась лучше.
Больше всего исполнительного директора НПО "Ассоциация автомобильных школ", директора Университетской автошколы Елену Зайцеву волнует изменение соотношения площадка-улица. Причем не в пользу последней. "Количество занятий на площадке в новой программе составляет 24 часа -- это почти половина всего практического курса, который теперь будет составлять 56 часов,-- поясняет Зайцева.-- Раньше на площадке ученики занимались только 18 часов из 50".

Специальный инструктор

Может возникнуть и дефицит инструкторов. Постановление правительства предусматривает новые требования к экзаменаторам. Они должны быть не моложе 25 лет, иметь высшее образование и стаж управления автомобилем не меньше пяти лет. "Высшего образования у многих инструкторов нет,-- поясняет Холодов.-- В любом случае автошколы столкнутся с проблемой дефицита квалифицированных кадров. Подходящим инструкторам нужно будет повышать зарплату, что тоже может отразиться на стоимости обучения".

Главное новшество в постановлении "О допуске к управлению транспортными средствами" -- теперь итоговые экзамены у водителей смогут принимать автошколы без участия сотрудников ГИБДД. Раньше ученики должны были сначала сдать внутренний экзамен в школе, а затем подтвердить свои навыки в госавтоинспекции. Теперь для получения прав выпускникам автошкол достаточно сдать только внутренний экзамен (теория и площадка). Правда, эта привилегия будет дарована не всем, а только тем курсантам, которые окончили автошколы, оснащенные специальной автоматизированной площадкой. Все учебные процессы на таком автодроме компьютеризированы и контролируются датчиками. В России таких автодромов пока всего около 30. Попытки властей обязать все школы устроить себе такой автодром успехом не увенчались, вмешалась Федеральная антимонопольная служба. Оказалось, что из-за аренды автодрома стоимость обучения в автошколе увеличится на 40%.

Но даже если у автошколы нет своего компьютеризированного автодрома, ее ученики тоже могут ограничиться внутренним экзаменом. Только принимать его будет сотрудник ГИБДД на площадке школы, на ее машине и оборудовании. И снова условие: такое право дано школам, у которых не более 30% выпускников за последние полгода провалили экзамены по теории и не более 20% -- на площадке в ГИБДД.

В таком подходе эксперты видят возможность для перераспределения коррупционных потоков. 

Плюсом эксперты называют новую норму, согласно которой иностранцы не смогут просто обменивать удостоверение своей страны на российские права. С 2015 года всем гражданам других стран придется сдавать те же экзамены, что и россиянам. Водительский стаж значения иметь не будет. Исключение сделают для послов и сотрудников дипмиссий.

Экзамен с видеорегистратором

С 2015 года запрещено писать ответы на билеты теоретической части от руки -- только на компьютере. Фиксировать будут и сдачу практической части. Для этого каждую машину придется оснастить парой видеорегистраторов с функцией записи аудио. Они должны фиксировать все происходящее в салоне, а также ситуацию на дороге впереди и позади автомобиля. С их помощью можно будет доказать, что ученик управляет автомобилем самостоятельно. К тому же если ученик останется недоволен результатом, то сможет оспорить действия инспектора, предъявив видеозапись.

Логика властей понятна: с помощью техники они хотят искоренить коррупцию при получении прав. Например, с помощью видеокамер легко можно было бы пресекать подкуп директоров автошкол.

Впрочем, интернет по-прежнему пестрит объявлениями о продаже прав. На сайты, предлагающие купить права, достаточно отправить по электронной почте заявку с указанием возраста и скан паспорта.


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное