Новости

IT-спецназ Евгения Потапова. Как зарабатывать реальные деньги в виртуальном пространстве

В просторном офисе на окраине Иркутска трудится команда «ITSumma»: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю 45 сотрудников следят за серверами сотен высоконагруженных сайтов, в числе которых Altergeo.ru, «Наше Радио», Invisible.ru. «Мы – этакое охранное агентство, ‘спецназ’ от IT», – шутит создатель и генеральный директор «ITSumma» Евгений Потапов. Бизнесмен рассказал SIA.RU о стрессоустройчивых админах, идеальных клиентах, борьбе с собственной интроверсией, безрисковом планировании и стратегических целях компании.

Как звезда бразильских мыльных опер помогла начать бизнес

Как и все айтишники, компьютерами Евгений Потапов увлекался с детства. «Когда мне было три года, меня привели в компьютерный класс Международного факультета ИГУ, где работала моя тетя, и скучно мне среди этих ЭВМ не было», – с улыбкой вспоминает он.

Детское увлечение стало профессией: администрирование в лицее ИГУ, в интернет-центре на матфаке, разработка собственных сайтов – немало лет Евгений нарабатывал опыт, узнавал дело изнутри, прежде чем открыть свою компанию. Хотя, как признается наш герой, такая мечта была у него всегда. Решил же все Его Величество Случай.

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

«Один мой товарищ в партнерстве с израильской компанией создал сайт makemebabies.com, – рассказывает Евгений. – Можно было загрузить туда фотографии родителей и получить изображение будущего малыша. Совершенно случайно на этот сайт зашла звезда бразильских мыльных опер. Она загрузила фото – свое и мужа – и получила фото ребенка, очень похожего на ее собственное чадо. Пораженная этим, она распечатала снимок и отправилась с ним на популярное ток-шоу».

В течение трех часов после рассказа теледивы об удивительном сайте, на makemebabies.com зашло порядка трех миллионов человек. Сайт, который в свое время сделали индийские программисты – быстро, но тяп-ляп – не выдержал такой нагрузки и стал рушиться.

Создатели makemebabies.com обратились за помощью к Евгению Потапову. Иркутский айтишник не спал двое суток, однако проблему решил и с трафиком справился. Израильские коллеги, благодарные Евгению за работу, предложили разработать еще один проект. С этого и началась «ITSumma»

Как дела пошли в гору в кризисном 2008-ом

«Над названием компании размышлять долго было некогда, – говорит Евгений. – Я повернулся к книжной полке, увидел книгу Станислава Лема ‘Сумма технологий’. Так, собственно, название ‘ITSumma’ и родилось».

Первоначального капитала у Потапова не было. Он продолжал работать на нескольких удаленных работах, администратором и программистом, и все заработанные деньги вкладывал в бизнес: заработал немного – купил компьютер, заработал еще – купил второй…

Постоянной ежемесячной статьей расходов стала аренда офиса. Сначала, пока штат компании состоял из трех человек – Евгения и двух его друзей, хватало небольшого помещения в Иркутске-II. Однако, когда количество сотрудников увеличилось до шести, в 20 квадратах стало тесновато: решили переехать на этаж выше, в офис площадью 100 кв.м.

«В это время ударил кризис, – вспоминает Потапов. – У наших соседей по офису, занимавшихся поставкой инструментов для завода, дела стали плохи. И они недоумевали: почему у нас, программистов, в отличие от них, непонятно чем занимающихся, дела идут в гору».

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Как «ITSumma» стала «охранным агентством»

Первое время компания Евгения Потапова занималась разработкой высоконагруженных сайтов, однако вскоре один из клиентов попросил заняться поддержкой уже существующего сайта. Это впоследствии и стало основной услугой «ITSumma». Сарафанное радио работало отлично: новых клиентов становилось все больше, масштабы бизнеса росли.

Пришло время решать, что делать дальше. Можно было, как многие компании-аутсорсеры, резко увеличить штат. «Но я понимал, что сразу нанять большое количество персонала, и под него уже искать клиентов – ошибочный путь развития. Это убытки, которые можно попросту не вывезти. Мы никогда не нанимали людей загодя. Росли планомерно».

Сейчас в штате компании 45 человек – программистов, администраторов – а серверов на поддержке – более тысячи. Порядка 120 миллионов уникальных посетителей в сутки заходят на поддерживаемые «ITSumma» сайты. Администраторы следят за бесперебойной работой серверов 24 часа в сутки, 7 дней в неделю: работают и в офисе, и из дома.

«Если у компании, которая зарабатывает деньги в интернете, долгое время будет ‘лежать’ сайт или пропадут данные – это крах, – поясняет Евгений. – Чтобы им создать собственную службу технической поддержки, нужно минимум пять человек. Если речь идет о московской компании, то зарплата админа составит около 90 тысяч рублей. Итого, ежемесячно придется тратить порядка 450 тысяч».

«ITSumma» такую услугу предоставляет всего за 6 тысяч рублей за сервер в месяц. Клиенты вносят эту абонентскую плату и знают, что, если что-то случится, то в течение 15 минут сотрудники компании придут на помощь.

«Мы – как охранное агентство. Реагируем не только когда уже ‘сигнализация сработала’, а даже если кто-то просто ‘косо’ посмотрел», – смеется Евгений.

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Как сотрудников проверяют на стрессоустойчивость

Ключевую роль в бизнесе Евгения Потапова играют люди. Как ни банально, но именно кадры решают все. «Есть такая теория, что любой человек совершает косяк раз в 14 дней. Поэтому после того, как в штате компании становится больше 14 человек, косяки начинают происходить ежедневно», – говорит бизнесмен.

Избегать собственных ошибок – это одна из больших задач, которые ставит перед собой «ITSumma». В истории компании бывали случаи, когда админы собственными действиями могли, сами того не желая, «положить» сервер на несколько минут. Убытки, которые при этом несет клиент, компания по договору не возмещает, однако на репутации такие случаи сказываются не лучшим образом.

Поэтому кадрам в «ITSumma» уделяется самое пристальное внимание: «Мы позиционируем себя как спецназ от IT, и наши ‘бойцы’ должны иметь отличную реакцию и хорошую стрессоустойчивость, уметь работать в постоянной смене контекста и принимать верные решения». Без хорошей тренировки в свободное плавание новых админов не выпускают.

Действующих админов тоже постоянно проверяют на «профпригодность». Создана целая система, оценивающая скорость реакции: задаются вопросы о находящихся в работе серверах; на то, чтобы дать правильный ответ, у сотрудника есть лишь 10 секунд. «Если начал падать сайт, у нас нет часа, чтобы разбираться, что произошло, реагировать надо моментально», – объясняет Потапов.

Многие представители IT-сферы считают, что настоящая беда их отрасли – это кадровый голод. Евгений Потапов согласен: нехватка кадров в IT есть. «Но, если уж говорить начистоту, то с тех пор, как мы стали достаточно крупной фирмой, искать сотрудников нам не приходится, они находят нас сами», – смеется он.

А чтобы у талантливых программистов и админов не возникло соблазна перебраться в столицу, Евгений платит им достойную заработную плату.

«За основу берем зарплату московского админа. Допустим, 90 тысяч. Отнимаем от нее стоимость аренды, 20-30 тысяч, получаем 60 с небольшим. Таким образом и решаем проблему ‘утечки мозгов’», – поясняет директор «ITSumma».

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Как хорошая беседа может «обернуться» в клиента

CarambaTV, Altergeo.ru, Invisible.ru,  «Наше Радио» – среди клиентов «ITSumma» сегодня сайты сотен различных компаний. Причем представители Рунета пока составляют меньшую долю, и именно на этот сегмент сейчас нацелена компания. Перед ней стоит стратегическая задача – сделать так, чтобы у россиян поддержка высоконагруженных сайтов на основе абонентской платы ассоциировалась именно с «ITSumma».

«‘Сарафанное радио’, которое так помогло нам раскрутиться на старте, – все-таки недостаточно надежная модель. Большой рост возможен лишь при правильном маркетинге», – убежден Евгений Потапов.

Он постоянно ездит по стране, принимает участие в различных конференциях, рассказывает о своих услугах.

«Процесс ‘оборачиваемости’ разговора с потенциальным клиентом в обращение к нам за услугой занимает примерно год, то есть если на какой-то конференции я поговорил с руководителем компании, которая работает в интернете, то примерно через 12 месяцев он станет нашим клиентом», – говорит наш собеседник.

Каков идеальный клиент «ITSumma» и почему важно быть открытыми

У Евгения Потапова есть свое «представление» об идеальном клиенте: «Это тот, у кого ничего не ломается в течение года, а потом происходит одна авария», – шутит он. На самом же деле в среднем на одного клиента приходится 10-15 алертов (так в «ITSumma» называют аварии на сервере – прим. ред.) в год. В час же происходит порядка 10 таких поломок. Среди самых распространенных проблем, с которыми приходится иметь дело, – плохие «выкладки» программистов, сломавшиеся жесткие диски и внутренние проблемы хостингов.

Контроль за алертами ведется круглосуточно. Если ночью дежурный админ не может решить проблему самостоятельно (хотя такое случается крайне редко), он может нажать на специальную кнопку «Ineedhelp» на контрольной панели, и система отправит смс-сообщение с просьбой о помощи другому сотруднику.

Кроме того, администраторы «ITSumma» всегда остаются на связи с клиентом, объясняют ему суть проблемы и каждые 15 минут сообщают, как продвигаются дела. «Большую часть клиентов такой подход удивляет: многие до нас сотрудничали с фрилансерами. Как работает такой админ? Получил запрос – и пропал, когда приступит к работе, неизвестно, а если еще и сам что-то сделает не так, то и вовсе может на связь не выйти, – говорит Евгений. – Мы же всегда остаемся открытыми».

Как побороть в себе интроверта и стать хорошим управленцем

Долгое время Евгений Потапов был одним из «бойцов» своего IT-спецназа. Лучшим – но все же бойцом: работал вместе со всеми, поглядывал, как бы кто не совершил ошибку. Ситуация начала меняться, когда штат вырос до 20 человек. Характер управления пришлось изменить, и далось это, по словам создателя «ITSumma», непросто. «Пришлось буквально заставлять себя не лазить на серваки и не присматривать постоянно за всеми. Делегировать ответственность, доверять решения. В общем, мыслить совсем иначе. И решать другие задачи».

Пришлось Евгению Потапову повоевать и со свойственной большинству айтишников интроверсией: как иначе продавать свою услугу, рассказывать о ней потенциальным клиентам? Бизнесмен на своем опыте убедился, что «интроверт» – это не диагноз, и постоянная практика может все изменить.

«У многих есть стереотип, что админ – это молчаливый, красноглазый, волосатый парень, – смеется Потапов. – Мы его ломаем».

<p>Фото А. Федорова</p>

Фото А. Федорова

Компания «ITSumma» смотрит в будущее с уверенностью, однако грандиозных планов на годы вперед не строит: «Наверное, я параноик, но считаю, что классное планирование возможно, когда очень мало риска, – делится Евгений Потапов. – Поэтому мы строим планы только на год. Хотя и это много для IT-сферы, слишком уж быстро она меняется. Но наша стратегическая цель остается неизменной – чтобы о нас все знали, а внутри компании шел постоянный обмен опытом. Каждый из сотрудников знает многое – нужно, чтобы этот пазл сложился».

О личном. «Два года назад я очень много работал, однажды проснулся от того, что очень сильно болела голова. Понял, что надо что-то делать, и решил заняться спортом, хотя никогда этого прежде не делал. Теперь занимаюсь каждый день: бассейн, тренажека. А еще – бег. Летом мы с женой уехали в Коты, и прошли оттуда пешком 30 километров за 6 часов. Как раз в это время я узнал, что мой знакомый собирается участвовать в марафоне в Москве, бежать 40 километров. Я и подумал: если я смог пройти за 6 часов 30 километров, то, наверное, смогу пробежать 40? В июле начал тренироваться, бегал по Набережной. А в сентябре успешно пробежал марафон в столице, за 3 часа 50 минут. В следующем году хочу еще быстрее пробежать, так что продолжаю тренировки».

Анна Масленникова


<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
<p>Фото А. Федорова</p>
/ СИА /