Россия столкнулась с кризисом отработанной модели развития, которая на протяжении последних 15 лет считалась единственно правильной, что требует новых подходов к госуправлению, полагает в статье, написанной для "Ъ", МИХАИЛ ПРОХОРОВ, экс-лидер партии "Гражданская платформа".
Хотя санкции в отношении России были введены более полугода назад, а нефть начала свое снижение с прошлой осени, власти так и не приступили к разработке программы борьбы с кризисом, надеясь на русский авось. Отсутствие стратегии подтверждается беспрецедентной чиновничьей разноголосицей: сегодня даже неспециалисты видят, что российская власть не действует как единая команда.
Новое качество кризиса
Оба прежних кризиса в той или иной мере пришли извне -- в 1998-м мы столкнулись с отголоском "азиатского" кризиса 1997-1998 годов; в 2008-м кризис оказался просто глобальным, начавшись в США. Механизмы выхода из кризисов 1998 года и 2008 года сегодня не сработают; не нужно поэтому уподобляться плохим генералам, ведущим битвы "прошедших войн".
Сегодня нельзя закрывать глаза на то, что нынешние проблемы порождены чисто российскими факторами: с одной стороны, огосударствлением и бюрократизацией экономики, которые гасили ее рост; с другой -- последствиями санкций из-за конфронтации с Западом.
Перечислю пять особенностей, которые придадут кризису 2015 года весьма специфические черты.
1. Развитие экономики в последние годы поддерживалось возможностью постоянного наращивания издержек и госрасходов. Базовые тарифы "естественных монополий" выросли с начала 2000-х годов в 6-11 раз, расходы постоянно ложились на потребителя.
2. Экономика России зависит от добычи и экспорта энергоносителей не меньше, чем пять или десять лет назад, но сегодня у "национальных чемпионов" нет резервов роста добычи этих ресурсов, способной хотя бы частично компенсировать снижение нефтяных цен. Основной мотор российской экономики больше "не тянет".
3. Федеральный бюджет в его нынешней форме ориентирован не на развитие, а на сохранение status quo. Перекос в сторону военно-социального бюджета советского типа лишь нарастает в последние годы в условиях противоречия мировому тренду -- инвестициям как в человека, так и в реальные коммерчески окупаемые и важные для жизни страны проекты.
4. Федеральный центр распределяет 2/3 средств бюджетной системы страны.
5. Наконец, ускоренный переход к плавающему курсу рубля, повышение процентной ставки и запуск маховика инфляции ведет к мощнейшему дестимулированию хозяйственной активности. Переоценка валютных долгов предприятий и банков и платежи по новым кредитам сделают большинство неэкспортных компаний убыточными, а сокращение спроса обесценит их активы.