Новости

Быть ли ресторанному бизнесу?

Венчурный фонд Промсвязьбанка профинансировал уже 19 бизнес-проектов молодых предпринимателей из различных регионов России на общую сумму 89,5 млн. рублей. Одним из последних проектов в копилке фонда стало финансирование открытия магазина формата кофейня-пекарня Street Market молодого предпринимателя из Екатеринбурга. Всего же за прошедший 2014 год Венчурным фондом ПСБ было отсмотрено свыше 2500 заявок от молодых предпринимателей на инвестиции, многие из которых в сфере общественного питания.

«Рестораны переживают не лучшие времена»

Некоторые эксперты сейчас говорят о неблагоприятных условиях в ресторанном бизнесе. Мнения предпринимателей на этот счет разнятся.

Александр Терентьев, президент ресторанного холдинга «Рестория» в Самаре, считает, что в текущих реалиях если и начинать бизнес, то нужно делать это с большой осторожностью:

«Сейчас, чтобы идти в ресторанный бизнес, нужно просчитать очень много нюансов. Рестораны переживают не самые лучшие времена. Я в ресторанном бизнесе уже 20 лет, и текущий год, на моей памяти, один из самых тяжелых.

Здесь дело во множестве факторов, которые сложились воедино и один за другим нанесли удар по заведениям общественного питания: запрет курения, повышение цен, санкции, и, как следствие, снижение спроса. Также не следует забывать о том, что для данной отрасли характерны большие вложения и долгая окупаемость. В текущих экономических реалиях это становится еще более отягчающим фактором.

В регионах люди больше предпочитают домашнее питание ресторанным бизнес-ланчам и ужинам. Удержать клиентов становится всё сложнее, а привлечь новых – еще тяжелее. Я бы рекомендовал отдавать предпочтение все-таки бюджетным форматам заведений. Кроме того, любой бизнес стоит начинать только после тщательных расчетов и анализа рынка, с учетом экономической ситуации, ментальности региона и динамики спроса в той сфере, где вы планируете реализовывать свою идею».

Дмитрий Левицкий, известный столичный ресторатор, владелец и генеральный директор компании «Hurma management group»:

«Начинающим предпринимателям, у кого открытие своего заведения сейчас еще на уровне идеи и разработки бизнес-плана, я бы все-таки порекомендовал не спешить.  Экономическая  ситуация динамично меняется, принимаются новые решения в области политики страны, пока непонятна глубина падения рынка. Рациональнее всего было бы снизить многие риски, дождавшись более стабильных условий, еще раз протестировать актуальность выбранного формата.

При текущем сохранении тенденции изменений в условиях рынка я склонен ожидать, что 40% заведений общественного питания закроется. Выживут сильнейшие. И, возможно, это позволит ресторанной сфере в России выйти на качественно новый уровень. Хорошие заведения будут нужны всегда.

Опытному  предпринимателю сейчас можно извлечь свою пользу и создать успешный проект. Повторюсь, многие заведения сейчас будут закрываться. На рынке появляется все больше предложений по выкупу готового бизнеса. И это действительно может стать выгодным приобретением в умелых руках. Если у предпринимателя есть запас финансовых средств, есть параллельно стабильный и успешный бизнес, и есть четкое понимание стратегии развития своего уникального заведения, то сейчас самое время присмотреться к таким предложениям. За относительно небольшие деньги можно приобрести потенциально успешный проект или, как минимум, подготовленное и подходящее помещение под ваши цели».

А что в Иркутске?

Проанализировать состояние иркутского рынка ресторанного бизнеса мы попросили  Александра Васильевича Классена, владельца ресторана «Нежный бульдог»:

«Ни для кого не секрет, что сейчас очень непростые времена, все читают новости, видят, что происходит вокруг. Я могу наблюдать сейчас снижение количества посетителей как на бизнес-ланчах, так и в вечернее время, и я думаю, это связано со спадом экономики в регионе, люди стали больше считать деньги. Также мы видим повсеместный рост цен абсолютно на все категории товаров, которые мы закупаем у поставщиков. Также сыграли свое санкции. Из-за них многим приходится искать замену продуктам, которые были в меню. Сейчас мы учимся работать с новыми условиями, более тщательно отбираем поставщиков, потому что с российскими поставщиками работать нужно внимательней, следить щепетильней за качеством продуктов и прочее. 

Сейчас самое главное не бросаться в крайности – как это было в 2008 году. В прошлый кризис у всех было антикризисное меню, акции, но я считаю, что нужно не отходить от своей концепции,  придерживаться одной линии, делать качественно свою работу и двигаться вперед. Только это поможет выжить в кризис.

Всем предпринимателям независимо от того, в каком бизнесе они работают, нужно иметь кризисный план, в котором будут прописаны все возможные сценарии исхода событий. При этом для каждого сегмента бизнеса план будет свой, тут я не берусь давать советы. Сейчас всем нужно научиться считать деньги, затраты и эффективность того или иного шага. Но главное всегда оставаться при любых обстоятельствах при своей концепции, не обманывать клиента и делать качественно свою работу».

Семь советов начинающим рестораторам

Позитивными мыслями о ведении ресторанного бизнеса поделилась Елена Аралова, владелица кофейни по франшизе «Шоколадница» в г. Курск. В апреле этого года Венчурный фонд ПСБ инвестировал в открытие Курской Шоколадницы 5 млн. рублей. И несмотря на изменения в экономике страны, проект Елены демонстрирует высокие показатели и идет на опережение утвержденного бизнес-плана.

«В кризис 2008 тысячи людей оказались без работы, цены взлетели, а в новый год все подарки смели с полок, откуда спрос? Количество стартапов в кризис кратно выросло. Люди стали учиться правильно обращаться с деньгами, инвестировать, считать риски. Кризис расставил все по местам.

Задавайте себе правильные вопросы. Какова эффективность вашего бизнеса? Сколько выручки и прибыли вы генерите в расчете на одного сотрудника? И если вы на пути к годовой выручке свыше 1 млн (!) $ на человека при хорошей рентабельности – никакой кризис вам не страшен, вы выживете, даже если останетесь одни. Неэффективные компании уйдут с рынка, те, кто выживет, – переживут и следующий кризис», – уверена Елена Аралова.

А начинающим предпринимателям, желающим открыть сейчас свой бизнес в сфере общественного питания, Елена дает несколько советов.

1. Составьте 3 бизнес-плана и будьте уверены!

Запуск  бизнеса – это серьезный шаг, который важно тщательно просчитать, проанализировать и понять, что нужно делать и как, сколько денег вкладывать, какими должны быть доходы, расходы и пр. Для этого необходимо самостоятельно составить подробный бизнес-план. Очень важно досконально разобраться в собственном проекте. Я это делаю обычно так: составляю для себя два бизнес-плана: один оптимистичный, второй – с учетом самых неблагоприятных условий (стресс-тест). Если во втором бизнес-плане оказываются малые риски (лично для меня это означает, что бизнес будет работать, но есть риск не получить прибыль), то я смело составляю третий бизнес-план: что-то среднее между этими двумя. Далее я тщательно изучаю оптимистический бизнес-план, чтобы еще раз осознать все его перспективы и ставлю амбициозные цели, т.е. создаю для себя сильную мотивацию! Но для того, чтобы система заработала, необходима своя собственная внутренняя уверенность, «видение». 

2. Любите свое дело

Я искренне верю, что результат предпринимателя во многом зависит от его отношения к бизнесу, которым он занимается. Важно искренне любить, то, чем занимаешься, служить своему делу и качественно выполнять свою работу, чтобы то, что в итоге создается, приносило пользу потребителям, облегчало им жизнь, радовало, вдохновляло, экономило их время и пр. Только тогда будет спрос на товар или услугу и результат точно не заставит себя ждать.

3. Не поддаваться панике!

Массовая истерия по поводу кризиса – во многом результат работы средств массовой информации, весь кризис – в голове. Мое личное мнение такое: да, безусловно, сейчас есть некоторая напряженность в российской экономике. Но это не повод впадать в панику, завязывать туже пояса и готовиться к голоду. Нужно просто хорошо делать свою работу, постоянно анализировать ситуацию и находить новые решения. 

4. Продолжать работать

Я выбираю работать и делать все, что от меня зависит, мои  партнеры работают, мои гости работают, поставщики продолжают работать. Даже несмотря на то, что «сейчас непростая экономическая ситуация, труднее  привлечь инвестиции или сложнее запустить бизнес», т.к. я считаю, что это не так! Сложности всегда есть, и в разное время они разные. Каждый делает свой выбор: уйти с рынка, закрыть предприятие и вложить средства в менее рисковые, но и менее доходные активы, либо понять и принять текущую ситуацию и с ее учетом действовать и принимать новые решения. Мой более чем десятилетний опыт показал – успех бизнеса в большинстве случаев зависит от характера предпринимателя, нежели от размера стартового капитала, таланта или удачи.

5.  Научиться решать задачи с новыми вводными

Из-за санкций некоторые временные неудобства продлились всего пару недель, потом рынок снова стал изобилен. На питании гостей в нашей кофейне это никак не отразилось, например, пришел  гость  покушать, ну неужели мы, работники общепита, не найдем, чем накормить нашего любимого гостя? Неужели оставим его голодным, сославшись на санкции или закроем заведение из-за отсутствия в данный момент в холодильнике салата Айсберг или сыра Пармезан? Изменения в валютном курсе – ощутимы оказались для того общепита, который закупает в данный момент импортное оборудование в иностранной валюте. Но это лишь задачи, которые нужно научиться решать по-новому в связи с новыми вводными. 

Возможно, стоит внимательнее подходить к выбору оборудования и необходимости покупать весь список у иностранных производителей, а возможно чуть пересмотреть бизнес-план и сдвинуть сроки окупаемости. Нужно рассматривать все эти вопросы в каждом конкретном случае, и разрабатывать рецепт от конкретного недуга. 

6. Смотрите на трудности как на возможность

Я рассматриваю текущие сложности как вызов и возможность стать умнее. Покупательская способность снизилась примерно на 10%, ряд цен выросли примерно так же, на 10%, хотя это стандартная ежегодная ситуация в преддверии Нового года. Не вижу проблемы.

7. Задайте себе правильные вопросы

Начинать стоит. Привлекать инвестиции или кредит, когда есть хороший развернутый бизнес-план и понимание как работать с банком, то и с кредитом проблем не будет.

Если есть серьезные потери в бизнесе, то вряд ли из-за текущих изменений в экономике. В кризис 2008 тысячи людей оказались без работы, цены взлетели, а в Новый год все подарки смели с полок, откуда спрос? Количество стартапов в кризис кратно выросло! Люди стали учиться правильно обращаться с деньгами, инвестировать, считать риски. Кризис расставил все по местам. Задавайте себе правильные вопросы. Какова эффективность вашего бизнеса? Сколько выручки и прибыли вы генерите в расчете на одного сотрудника? И если вы на пути к годовой выручке свыше 1 млн (!) долл на человека при хорошей рентабельности - никакой кризис вам не страшен, вы выживите, даже если останетесь одни.

Узнать более подробно о Венчурном фонде Промсвязьбанка и подать заявку Вы можете  на сайте www.psbfund.ru, а также позвонив по телефону в Иркутске (3952) 28 17 92.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное