Новости

В России появился Wi-Fi 5G

В Россию приходит самый быстрый беспроводной интернет — Wi-Fi 5G. Эта технология предлагает гигабитные скорости доступа. В чем суть инновации, какую выгоду из нее извлекает пользователь, а какую — инвесторы, разбирался корреспондент "Денег".

АНАТОЛИЙ ЛОГИНОВ

Мобильные россияне

Впервые в России доступ к высокоскоростному Wi-Fi нового стандарта 802.11ac (5G) был открыт в декабре прошлого года -- бесплатные публичные сети заработали в двух торгово-развлекательных центрах "Планета" в Новокузнецке и Красноярске. Проект реализован компанией Future Technologies. В этом году совместно с партнерами Future Technologies запустит еще более десяти публичных сетей Wi-Fi 5G по всей стране -- в Москве, Краснодаре, Новосибирске, Уфе, Ростове-на-Дону, Барнауле, Иркутске и других городах.

"В регионах, где расположены наши торговые центры, LTE пока нет, и технология Wi-Fi -- единственный способ обеспечить посетителей быстрым мобильным интернетом",-- говорит IT-директор компании "РосЕвроДевелопмент" Денис Водяников. Скорости, которую обеспечивают точки доступа Wi-Fi 5G, достаточно, чтобы десятки тысяч пользователей одновременно могли смотреть потоковое видео самого высокого качества, находясь при этом в одном месте.

Еще год назад фонд "Общественное мнение" насчитал в России более 66,5 млн человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходили в интернет. При этом более 53 млн россиян пользуются интернетом каждый день. По данным сервиса "Яндекс.Метрика", более 40% жителей крупных российских городов для выхода в сеть используют мобильные гаджеты -- смартфоны и планшеты. По оценке TNS, с декабря 2012 по декабрь 2013 года месячная аудитория мобильного интернета в России увеличилась на 50% -- это уже более 25 млн пользователей старше 12 лет в крупных городах. Самые высокие темпы роста демонстрируют Урал (почти 70%) и Москва (более 60%).

"Благодаря распространению смартфонов и планшетов, число интернет-пользователей в России растет в геометрической прогрессии. За выходные через крупный торговый центр проходят более 150 тыс. человек. Мобильный интернет и сети Wi-Fi прежних поколений с такой нагрузкой не справляются",-- говорит гендиректор компании Future Technologies Владислав Назаренко.

Технология Wi-Fi получила широкое распространение в 1997 году, когда был представлен протокол 802.11, однако тогда максимальная скорость не превышала 2 Мбит/c. Спустя два года этот показатель вырос до 11 Мбит/c. Оборудование третьего поколения Wi-Fi подняло планку до 54 Мбит/c, четвертого -- до 600 Мбит/c. Wi-Fi 5G предлагает гигабитные скорости. Для сравнения, скорость загрузки данных в сетях LTE, которые относятся к четвертому поколению мобильной связи, едва превышает 300 Мбит/c.

"Беспроводные локальные сети эволюционируют, и сейчас они уже, по сути, обладают искусственным интеллектом -- подстраиваются под изменяющиеся условия и реконфигурируются в режиме реального времени",-- говорит Александр Пушкарев из OM-ID.

Для обеспечения доступом в интернет десятков пользователей необходима одна конфигурация сети, для сотен -- другая, для комфортной работы тысяч абонентов -- третья. Кроме того, объясняет эксперт, интеллектуальная сеть Wi-Fi способна в автоматическом режиме избегать помех, создаваемых другими локальными сетями, в тех же торговых центрах, где состояние радиоэфира постоянно меняется, это качество является особенно ценным.

В основе оборудования, которое использует OM-ID,-- чипы компании Broadcom, ведущего мирового производителя, которому, кстати, принадлежит торговая марка Wi-Fi 5G. Чипы Broadcom или аналогичные им уже устанавливаются в современные устройства компании Apple и других ведущих производителей.

Интернет для покупок

Ключевые партнеры Future Technologies -- крупнейшие операторы связи, которые в рамках рекламного контракта предоставляют надежный высокоскоростной беспроводной интернет. Владислав Назаренко объясняет, что оператор рассматривает торговые центры, через которые ежедневно проходят десятки тысяч обладателей современных гаджетов, как своего рода шоу-румы -- пользователи получают возможность бесплатно пользоваться интернетом на скорости, с которой они прежде, скорее всего, никогда не сталкивались.

Каждые полчаса интернет-сессия прерывается для трансляции рекламы оператора, и пользователи, заинтересованные в подключении, могут оставить заявку в один клик -- номер телефона, согласно недавним изменениям в российском законодательстве, они сообщают еще при регистрации в сети.

Стоимость запуска каждого проекта -- примерно $1 млн. Рекламный контракт с оператором покрывает лишь стартовые издержки -- установку оборудования и поддержание работы сети в первое время после запуска. В дальнейшем, рассказывает Владислав Назаренко, сети начнут себя окупать за счет использования беспроводного интернета в качестве инновационного рекламного инструмента.

"Ритейлеры всегда будут заниматься программами лояльности. Классические программы, построенные на предоставлении скидок в обмен на покупки, в последнее время буксуют,-- рассказывает Егор Ваганов, эксперт в сфере ритейл-маркетинга, ранее -- директор по маркетингу M. H. Alshaya Co.-- В ближайшие годы будут развиваться коммуникации, построенные, например, вокруг рекомендаций -- клиенты смогут получать вознаграждение в обмен на "лайки" и "шеры" в социальных сетях".

Идея создания канала коммуникации с клиентами на основе свободного доступа к беспроводной сети в общественном месте не является ноу-хау Future Technologies, однако до сих пор подобные проекты запускались на оборудовании второго и третьего поколений с использованием бытовых роутеров: при увеличении нагрузки на сеть такое оборудование пасует -- скорость заметно падает, связь то и дело прерывается. Сеть Wi-Fi 5G может эффективно и качественно обслуживать фактически любое количество посетителей.