Новости

Как уход Opel и Chevrolet изменит авторынок

Уход Opel и бюджетных моделей Chevrolet — событие вполне логичное и даже предсказуемое, если учитывать состояние не только российского авторынка, но и концерна General Motors. Но как именно американский автогигант расставался с российскими дилерами — наглядный пример того, как не надо вести бизнес.

ЕКАТЕРИНА ЕМЕЛЬЯНОВА

Уйти, чтобы выжить

Всю историю работы корпорации GM в России можно охарактеризовать двумя словами: ничего серьезного. Неудачный опыт сотрудничества с АвтоВАЗом в конце 1990-х -- начале 2000-х, отверточная сборка на калининградском "Автоторе", а по сути -- минимизация налогов и таможенных платежей, создание собственного производства в Санкт-Петербурге, которое так и не получило сколько-нибудь серьезных вложений для углубления локализации,-- все это говорит о том, что для GM Россия не является стратегическим рынком. Российские планы автоконцернов семи-восьмилетней давности основывались на оптимистичных прогнозах продаж на уровне 3,5 млн новых автомобилей в год. При таком раскладе даже 8-10% рынка, на которые могла рассчитывать GM, выглядели неплохо. 300 тыс. машин в год уже могли окупить вложения в локализацию производства. Но, как только стало понятно, что реальность раза в три скромнее, GM предпочла оперативно свернуть бизнес, ведь она не увязла в России так глубоко, как, например, Volkswagen или Hyundai.

"Ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации,-- цитируют информационные агентства гендиректора Opel Group Карла-Томаса Нойманна.-- Нам пришлось принять решительные меры в России, чтобы защитить наш бизнес".

У GM финансовая ситуация складывается не лучшим образом: корпорация уже несколько лет находится в стадии реорганизации, перед европейским отделением стоит задача в 2016 году выйти из убыточности. Так что стагнирующий российский рынок компании ни к чему.

Скидка не для всех

Об уходе с рынка Opel и Chevrolet корейского и российского производства, а также о консервации завода в Санкт-Петербурге было объявлено в середине марта. Тогда же в GM объявили о 25-процентной скидке на автомобили этих брендов. Покупатели потянулись в салоны, но там многих ждали разочарование и нервная беседа с менеджером. "Все автомобили GM делятся на несколько категорий,-- объясняет директор по развитию холдинга Genser Андрей Блохин.-- Те, что выкуплены дилерами у GM еще в прошлом году. У концерна они уже проходят в отчетности как проданные. Те, что поступили к дилерам до 18 марта и за которые дилеры с импортером еще не рассчитались. На эти автомобили скидки не распространяются". А распространяются они, по словам ритейлеров, только на машины со склада GM.

"Ситуация абсурдная,-- говорят в одном из салонов Favorit Motors.-- Чуть ли не до драк доходит: клиент требует от менеджера продать ему со скидкой стоящую в шоу-руме машину, а тот не может, потому что на нее скидки нет".

Дилеры, конечно, принимают заказы на скидочные автомобили и резервируют их на складе GM, но, когда они будут отгружены клиентам, никто не знает. И что дилеры будут делать с машинами по полной стоимости -- тоже никто не знает. В GM от комментариев по этому вопросу отказались.

Более того, об уходе Opel и бюджетных Chevrolet дилеры узнали, как и все, из СМИ. "Дилеры не получали официальных уведомлений о разрыве контрактов",-- сообщил президент ассоциации "Российские автодилеры" Владимир Моженков. Эту информацию подтвердили все опрошенные "Деньгами" ритейлеры. Уход бренда с рынка -- это не есть что-то экстраординарное, говорят дилеры. Однако, по информации "Денег", когда уходил, например, Seat, то, прежде чем объявить об этом в СМИ, импортер согласовал все нюансы с дилерами, затем последовало официальное уведомление, только потом -- пресс-релиз. Дилерам дали скидки на оставшиеся автомобили, а освободившиеся площади предложили занять другими марками концерна Volkswagen.

В практике GM тоже есть опыт вполне цивилизованного расставания с партнерами, говорит директор по развитию бизнеса auto-dealer.ru Олег Дацкив. В 2008 году в США GM, находясь в состоянии санации, свернула производство по нескольким маркам и на 20% сократила дилерскую сеть. Компенсации ритейлерам составили от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. И это при том, что в США требования автопроизводителей к дилерам значительно скромнее, чем в нашей стране.

В России же минимальный объем вложений в дилерский центр, говорит Олег Дацкив, составляет $500 тыс., если открывать этот центр в регионе, в уже готовом здании "вместо мебельного магазина". В Москве же затраты начинаются с $8 млн. Разумеется, все оборудование и фирменное оформление должны быть закуплены у импортера.

Условия расторжения контрактов с дилерами GM также не комментирует. Именно поэтому никто из них не берется рассуждать, что делать дальше: сначала надо увидеть документы.

На прошлой неделе в дилерском сообществе активно обсуждалась инициатива пожаловаться на GM в Федеральную антимонопольную службу. Аналитики авторынка полагают, что действия импортера, в частности публичные заявления об уходе с рынка без официального уведомления партнеров, подпадают под положение о манипулировании товарными рынками.

Впрочем, участники рынка надеются, что вопрос решится мирно. "Я верю в порядочность и разумность менеджмента GM,-- говорит Владимир Попов.-- В процессе сотрудничества импортер всегда демонстрировал прозрачность в отношениях с нами. Но порой бизнес может поставить компанию в такие условия, когда на каком-то рынке она уже не может извлекать прибыль. Это не означает, что надо создавать ситуацию, после которой в эту страну ты уже не сможешь вернуться".

Лишние дилеры

Уход массовых брендов GM осложнит положение дилеров, но в целом практически не отразится на авторынке,

считает Владимир Моженков: "Это хорошая новость для других брендов, а для дилеров -- плохая. Мощности востребованы не будут, и это еще больше ухудшит и без того тяжелую ситуацию. Поначалу останется сервис, но и он будет востребован все меньше и меньше". На сжимающемся рынке потерю нескольких моделей компенсируют другие марки -- корейские производители, например, или концерн Peugeot-Citroen, для которого, по мнению Владимира Попова, может появиться уникальная возможность выстрелить со своими бюджетными моделями.

С освободившимися дилерскими центрами все намного сложнее. У Opel их 146, у Chevrolet -- 161 более чем в 80 регионах. СП Ford Sollers уже предложило пострадавшим дилерам свои бренды, но это поможет буквально единицам. Прежде всего потому, что у большинства мультибрендовых дилеров наряду с Opel и Chevrolet уже есть в портфеле и Ford. У корейских производителей также выстроены вполне качественные развитые сети, и расширять их в условиях падающего рынка не имеет смысла. "В Москве дилерские сети были выстроены с расчетом на увеличение продаж до 3,5 млн автомобилей к 2015-2016 году, и автоцентров сейчас в избытке,-- говорит Андрей Блохин.-- Сейчас все производители стараются сокращать существующие мощности, чтобы хоть немного ослабить конкуренцию и дать возможность дилерам выжить. О расширении речь не идет".

Все дилеры GM сейчас ищут замену -- кто-то в лице китайского автопрома, а кто-то намекает, что столь разветвленная качественная сеть вполне могла бы пригодиться АвтоВАЗу. На АвтоВАЗе, однако, эту тему обсуждать отказались.
 


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное