Новости

"Будут потери, консолидация рынка неизбежна"

Первый зампред правления ГК "АвтоСпецЦентр" ВАЛЕРИЙ МАКАЕВ рассказал "Ъ" о грядущих изменениях российской дилерской отрасли и трудностях работы с коммерческим транспортом в кризис.


-- Какие сейчас главные проблемы у автодилеров?

-- Самое главное -- безусловно, спад продаж. При этом привлечение заемных средств остается очень дорогим. Банки неохотно опускают процентную ставку вслед за ключевой ставкой ЦБ.

-- На рынке уже рассказывают о случаях, когда банки требовали от дилеров досрочно погасить кредиты. Компании начали нарушать ковенанты?

-- Мы с такими проблемами не сталкивались. Подобная информация не является публичной, но, насколько мне известно, были единичные прецеденты. Впрочем, я бы не стал говорить об этом как о рыночной тенденции.

-- В вашем портфеле брендов есть и коммерческий транспорт. Какие особенности вы можете выделить в работе с этим сегментом в кризис?

-- Структура спроса на рынке грузового транспорта в целом отлична от спроса в легковом сегменте. Здесь клиенты решительно отказываются менять парк, если предложение не устраивает их по цене. Они просто отменяют свои инвестиционные планы, ремонтируют имеющийся парк и эксплуатируют его дальше. Кроме того, помимо существенного падения самих продаж мало- и среднетоннажного грузового транспорта, в кризис проявился и спад машино-заездов в сервис. Ведь в основном такую технику покупает либо средний бизнес, либо индивидуальные предприниматели, а у них сейчас сократились объемы заказов, пробеги, и межсервисный интервал по времени удлинился. Так у нас сократился еще один источник дохода, который обычно сохраняется в легковом сегменте.

-- Насколько эффективна господдержка авторынка? Несмотря на нее, с начала года продажи стабилизировались на низком уровне.

-- Сложно говорить о конкретных процентах эффективности, но господдержка влияет на продажи. Если бы не программа утилизации и субсидирование ставки по автокредитам, то снижение продаж было бы значительнее, особенно в коммерческом сегменте.

-- А производители поддерживают своих дилеров?

-- Импортеры стараются сохранить и поддержать свою сеть настолько, насколько у них хватает собственных ресурсов. Достаточно распространенным стало согласование обновленных, пониженных планов продаж, примерно на 5-10%. Это весомая поддержка -- несокращение планов ведет к гарантированной потере бонусов и, соответственно, маржинальности дилеров.

-- Деформировалась ли дилерская маржа за время кризиса?

-- На самом деле ее уровень сокращается уже несколько лет. Фактически масштаб дилерских сетей не изменяется, а спрос, увы, сокращается. Поэтому конкуренция растет, идут ценовые войны, и, несмотря на многочисленные акции импортеров, мы все вынуждены давать скидки за счет собственной маржи.

-- А машин по старым, "додевальвационным" ценам уже нет в принципе?

-- На рынке их осталось немного, и эта проблема к концу июня, скорее всего, перестанет существовать.

-- Как реформируется дилерская сеть в ближайшее время?


-- В начало следующего года мы выйдем с несколько иной структурой автобизнеса. Например, по моей информации, в Москве очень многие владельцы дилерских центров думают о продаже своего бизнеса. У кого-то проблемы с экономикой, а кто-то просто устал непрерывно находиться в стагнации, без очевидных перспектив и с не очень понятной позицией государства по поводу дальнейшей поддержки автобизнеса. Принимаются краткосрочные и среднесрочные меры, они весьма эффективны, но долгосрочной стратегии поддержки автопрома пока нет. Очевидно, будут потери, консолидация рынка неизбежна.

-- Что будет происходить с автопродажами в ближайшей перспективе, пройдено ли дно падения?

-- Я думаю, что мы идем по самому дну, но постепенно приближаемся к моменту рыночного подъема. Июнь уже гораздо более успешный, чем май. Вторая половина года будет несколько лучше. Делаю ставку на стабилизацию курса и на хоть и небольшой отложенный спрос, сформировавшийся за время скачков цен на машины. К тому же осенью наверняка будет сезонное оживление спроса, а к Новому году начнутся традиционные распродажи.

Интервью взяла Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Авторынок ищет дно":
Все материалы сюжета (89)