Новости

Почему Иркутская область оказалась в хвосте инвестиционного рейтинга

Агентство стратегических инициатив (АСИ) в июне 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме представило очередной рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах РФ. Позиции Иркутской области в нем (как и других субъектов Сибири и Дальнего Востока) оказались неоправданно низкими, что вызвало недоумение специалистов. Насколько рейтинг отражает истинное положение дел, разбирался «Телеинформ».

Стоит отметить, что выводы составителей рейтинга противоречат реальным экономическим результатам, которых добилась Иркутская область за последние три года. За счет роста объемов промышленного производства (в 2014 году он составил 103%) в регионе сохранен рост экономики и повышена доходная часть бюджета. Валовый региональный продукт вырос по сравнению с 2013 годом на 5% и по итогам 2014 года оценивается в объеме более 830 млрд рублей. По росту объемов промпроизводства Иркутская область входит в первую пятерку среди субъектов СФО.

По абсолютному показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов СФО Иркутская область занимает 2 место после Красноярского края. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения (79 639 рублей) - 4 место в СФО после Красноярского края, Томской и Кемеровской областей. В 2014 году в Иркутской области зарегистрировано порядка 91 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Приангарье занимает 6 место в СФО по количеству малых и микро-предприятий.

- Рейтинг не отражает истинного положения вещей: место Иркутской области должно быть выше, - считает региональный Уполномоченный по защите прав предпринимателей Алексей Москаленко. - Дело в том, что многие позиции, которые оцениваются при подготовке рейтинга, зависят не от региона, а от федерального центра, и чтобы что-то изменить, необходимо корректировать федеральное законодательство. Процесс идет, но дело это не быстрое. А не изменив федеральное законодательство, ожидать каких-то существенных скачков по улучшению инвестиционного климата - бесполезно. Плохо, конечно, что мы оказались в хвосте в рейтинге по версии АСИ, но структура нашей экономики в основном базируется на сырье, на сырьевой промышленности. Малый и средний бизнес вносит достаточно небольшой вклад в экономику региона (напомним, 59% юридических лиц в Иркутской области являются субъектами малого и среднего предпринимательства, они производят лишь 11% от всей продукции Иркутской области. На этот сектор приходится менее полутора процентов в общем объеме инвестиций и всего 5% налоговых доходов регионального бюджета, - прим.ред). Может быть, столь слабые позиции в рейтинге мы заняли и по этой причине.

Не берусь оценивать, что оказало решающее значение. Могу сказать, что мы, к сожалению, не участвовали в формировании этого рейтинга. С другой стороны, рейтинг есть рейтинг, и конечно, я думаю, что представителям областной власти стоит принять во внимание результаты.

Быть может, это будет определённым толчком к корректировке каких-то действий, которые возможны на региональном уровне.

С тем, что выводы АСИ в последнем рейтинг инвестиционной привлекательности не вполне соответствуют действительности в части оценки позиций Иркутской области, согласен и председатель Совета ИРО «Деловая Россия» Олег Яценко:

- Совершенно не реалистично, что Иркутская область в рейтинге оказалась на предпоследнем месте. На мой взгляд, регион обладает хорошим инвестиционным потенциалом и привлекательностью. И в этом направлении областная власть заметно активизировалась в последние годы. Регулярно выдаются субсидии, оказывается информационная поддержка, созданы корпорация развития и центр поддержки предпринимательства. Таким образом, несмотря на отдельные замечания, место Иркутской области в рейтинге незаслуженно низкое.

Эксперт обращает внимание на то, что в рейтинге имеется несколько разделов, и не по всем из них у региона низкие оценки. Так, в раздел об обеспечении нормативно-правовой деятельности бизнеса Иркутская область – в верхней части рейтинга.

Правда, как считает Олег Яценко, есть несколько слабых позиции, в которых, к слову, вина не столько региона, сколько муниципального или федерального уровня власти:

- Первая – это выдача разрешений на строительство. У нас выдачей разрешений занимаются муниципалитеты, и в рейтинге отмечено, что с выдачей слишком много процедур, они затяжные и не прозрачные. На мой взгляд, это соответствует действительности. Я, опять же, не уверен, что мы на последних позициях, но это замечание стоит принять во внимание и исправить.

Второй момент касается технопарков. Там есть показатель количества рабочих мест, созданных в технопарках и бизнес-инкубаторах. Наш регион активно взялся за эту работу год назад, и результат в полной мере будет виден только спустя несколько лет. В этом нас продвинутые регионы действительно опережают. Они взялись за технопарки с начала десятых годов. Но регион здесь движется в правильном направлении, деятельность видна. Многое уже сделано, но результаты мы ощутим в последующие годы.

Третий момент, где нам поставили «неуд» - это информационный портал по поддержке предпринимательства. Вот здесь я, честно говоря, не совсем понял, о каком портале идёт речь. Портал, касающийся малого бизнеса, у нас, может быть, не достаточно продвинутый. Но мы делали упор на портал корпорации развития Иркутской области, и он вполне неплохой.

Сейчас мы выясняем, что АСИ имело в виду, какой именно портал.

К слову, нынешними результатами национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов от Агентства стратегических инициатив недовольны многие субъекты РФ, за исключением, может быть, первой пятерки, отмечают иркутские эксперты. Между тем, стоит помнить, что рейтинг был составлен на основе опроса предпринимателей (в Иркутской области опросили 439 респондентов, в подавляющем большинстве имеющих отношение к малому и среднему, но никак не к крупному бизнесу).

Исполняющий обязанности министра экономического развития Иркутской области Руслан Ким также обращает внимание на то, что две трети показателей, которые представлены врейтинге, имеют отношение не к действиям региональной власти, а к полномочиям федеральных или муниципальных органов:

- К примеру, эффективность процедуры регистрации предприятий – не наши полномочия, эффективность выдачи разрешений на строительство – полномочия муниципалитетов. Или, вот, нагрузка на бизнес, связанная с проведением проверок. Этим занимаются федеральные структуры – Ростехнадзор, пожарные, налоговая, Росприроднадзор.

Кстати, эксперты обращают внимание на то, что при таком принципе составления рейтинга, как опрос, невозможно получить объективную оценку. Есть в нем и очевидные противоречия: так, к примеру, респонденты похвалили регион по такой позиции как «прохождение процедуры регистрации прав собственности». Это областные полномочия, которые реализуются через региональные Многофункциональные центры – то есть, это эффективность работы МФЦ. Но если посмотреть оценку, которую выдали респонденты по поводу предоставления госуслуг в МФЦ – там стоит самый низкий балл. Как такое возможно, недоумевают иркутские эксперты.

- Рейтинг составлялся не на основе объективных статданных, а в результате опроса конкретных предпринимателей, большей частью – из торговли и сферы услуг, - обращает внимание Руслан Ким. - Понятно, что предприниматели, работающие в торговле, вряд ли будут посещать инвестиционный портал Иркутской области – им это без надобности.

А потому на вопрос «как вы оцениваете данную позицию» вряд ли смогли бы ответить со знанием дела.

Как отмечает Руслан Ким, к сожалению, недовольство представителей малого бизнеса инвестиционным климатом может быть связано с теми неудобствами, которые к собственно инвестиционной сфере не относятся – например, действиями налоговых органов в части выявления незаконных налоговых схем. Такую работу контролирующих органов вряд ля можно назвать «давлением на малый бизнес», замечают эксперты - это обязательные действия в рамках правового поля, требование законодательства, а не волюнтаризм налоговиков.

- Массовый бизнес у нас – это, как известно, торговля и услуги, - отмечает Руслан Ким. - Но далеко не все они являются добросовестными налогоплательщиками.

Причем, ситуация стандартная: почти у каждого такого предпринимателя по две фирмы - одна с НДС, другая - без НДС. Это бы ладно, но многие из них считают НДС своим законным заработком. Искусственно увеличивая затратную часть своей деятельности, такие фирмы не уплачивают НДС. Работают три года, потом с нулем или минусом бросают контору и открывают новую. И таких очень много. Когда президент Владимир Путин объявил о том, что в России будут введены налоговые каникулы, у нас в регионе одномоментно в течение месяца закрылись 7,5 тысяч фирм. Через месяц 7 тысяч новых предприятий (но по тем же юридическим адресам) открылись. То есть, они уже подготовились – чтобы претендовать на преференции в рамках налоговых каникул.

Говоря о низкой оценке, которую получила Иркутская область по части занятых в индустриальных парках, эксперты также отмечают необъективность таких выводов, поскольку тут все упирается, по сути, не в реальное развитие производств, а в то, какими терминами в регионе оперируют: можно ведь и Иркутский авиазавод назвать индустриальным парком и не погрешить против истины, а тогда и оценка количества занятых будет у нас на самом высоком уровне, отмечает Руслан Ким.

Эксперты также обращают внимание на то, что по ряду показателей регионы России вообще некорректно сравнивать – к примеру, оценивать плотность дорожной сети в Калужской области (0,17% территории РФ) и в Иркутской области (на которую приходится 4,53% территории России) в принципе невозможно. Слишком разные масштабы и плотность населения.

- Субъекты все разные – как можно их сравнивать? – недоумевает и.о.министра экономического развития региона. - Иркутская область – более 774 тыс. кв. км, а, допустим, Мордовию можно за полдня на машине проехать. А таких показателей, как потенциал роста (то, что очень важно для оценки инвестиционных перспектив), в рейтинге АСИ почему-то не оказалось.

Руслан Ким обращает внимание на то, что в нашем регионе, согласно федеральному тренду, в плане экономики ставка делается на создание кластеров – это позволяет привлекать финансирование по федеральным программам, а также обеспечивать комплексное развитие «точек роста». Кстати, к тем кластерам, которые сейчас созданы в Иркутской области, добавится еще один - машиностроительный.

- Скорее всего, это будет еще одна особая экономическая зона производственного типа, - уточняет Руслан Ким. – Сейчас в России 5 таких кластеров, которые поддержаны на уровне федерального правительства, мы – в их числе.

Как сообщил и.о. министра, уже есть и желающие работать в этой ОЭЗ – о своей готовности прийти в регион с инвестициями в 600 млн.рублей заявил первый резидент, с которым в августе планируется подписать соглашение. Потенциальную готовность работать в машиностроительном кластере обозначили еще четыре компании, две из которых зарубежные.

Созданы и развиваются в регионе индустриальные парки - «Байкальский» (в Байкальске) и «Чистые ключи» (Шелеховский район). По «Чистым ключам» имеется два якорных резидента: одна компания планирует развивать на площадке переработку сельхозпродукции, вторая – автомобильно-логистическую базу. Как сообщил Руслан Ким, в настоящее время Корпорация развития Иркутской области заканчивает размежевание – площадка подготовлена и поставлена на кадастровый учет. Резидентам земля будет предоставлена либо в аренду, либо с правом последующего выкупа.

В Усолье-Сибирском также наметился прогресс – на площадке Усольехимпрома предполагается производить продукцию хлорной химии.

- Ожидается на выходе производство четырех продуктов химпрома. Контракты заключаются долгосрочные, китайцы в этот проект заходят с оборудованием. Деньги есть, структуры, которые финансируют этот проект – понятны, - замечает Руслан Ким. - И главное: у нас есть действующая концепция по всей площадке Усольехимпрома: здесь у нас хлорная химия, здесь - зона возможностей для усольского малого и среднего бизнеса. Причем, инфраструктуру инвестор на этой площадке будет делать собственными силами – сам будет приводить в порядок тепловые сети, водонасосную установку, ликвидировать накопленные отходы. Так что есть понимание на перспективу, что в течение ближайших 5-7 лет будет происходить на усольской площадке.

Как считают в минэкономразвития области, составители рейтингов также недооценивают потенциал Иркутской области как транспортно-логистического центра, а он довольно внушительный. В том числе и в плане развития турбизнеса.

- Кратно можно увеличить пассажиропоток Иркутского аэропорта, если ввести у нас 72-часовой безвизовый режим, как это делается в других аэропортах мира, - замечает Руслан Ким. – Многие люди приезжают на Байкал не так, как в Таиланд – не на две недели, а на два-три дня. И если бы у них была возможность безвизово побыть здесь пару дней, затем отправиться дальше – это бы серьезно увеличило привлекательность нашего региона для иностранных туристов.

Инвестиционный климат такого региона, как Иркутская область, по выборке меньше 1% от общего количества предприятий (часть которых из сферы услуг и торговли) не определяется – нужен другой принцип оценки, считают иркутские эксперты. Ведь основа экономики Иркутской области (и главная сфера притока инвестиций) – это крупные промышленные проекты – как в добывающих, так и в перерабатывающих отраслях. В этом вопросе у региона с инвестициями все в порядке. Данные проекты позволяют малым и средним предприятиям реализовывать свои цели по приоритетным отраслям – в том числе в глубокой переработке ресурсов, импортозамещении, увеличивая добавленную стоимость.


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное