Новости

Как зарабатывают на тестах ДНК

Генетические тестирования на наличие "поломок" в генах — популярный тренд в западной медицине, и отечественные предприниматели уже переняли его. Успех пионера в этой отрасли, американской компании 23&Me, в российских условиях повторить, однако, не получится.

"Ну что, котаны, думала-думала и решилась,-- начала свой "каминг-аут в просветительских целях" известная блогерша Божена Рынска в середине июня.-- Я, как и Анджелина Джоли, носительница зловредной мутации в гене BRCA1". Рынска сообщила читателям, что мутация гена показала высокую (86%) вероятность развития рака груди. "Еще раз, пожалуйста, запомните: рак, вызванный этими мутациями, генетический, очень коварен, агрессивен и скоротечен",-- пугала в своем посте на фейсбуке Божена. Себя она назвала сторонницей радикальных мер: "Грудь -- штука декоративная, резать без предрассудков, с яичниками, правда, сложнее". "Я совершила каминг-аут не из рекламных целей,-- коммерческое партнерство я отработала. Двигало мной стремление предупредить вас, подстраховать",-- заверяет Божена. Признаки рекламы в этом посте все же отметим: ссылка на сайт компании Genetico, где проводили тестирование, фамилия доктора и "хорошо, что я согласилась на сложный, развернутый анализ, который стоит 26 500, а не 4500 рублей".

Молодой и динамичный рынок генетических тестов активно задействует звезд в своем маркетинге. "Думаю отправить тестироваться мужа с ребенком,-- пишет телеведущая Анфиса Чехова на сайте компании Genetic-Test.-- Особенно интересно, что расскажет Genetic-Test про Соломона, ведь мы с мужем уже и профессию выбрали, и образ жизни устоялся, а у ребенка все впереди". Нахваливают Genetic-Test и телеведущие Александр Гордон и Леонид Парфенов. А новый руководитель телеканала "Матч-ТВ" Тина Канделаки рассказывала о том, что компания Just for You разработала для нее индивидуальную диету на основе генетического теста.

Плевок в будущее

Компания Genetico, которую выбрала Божена Рынска, является структурным подразделением Института стволовых клеток человека (ИСКЧ). Это крупный биомедицинский холдинг, с 2003 года занимающийся биофармацевтикой, биострахованием и регенеративной медициной, один из самых успешных в финансовом отношении игроков рынка. ИСКЧ вышел на IPO (в 2009-м компания привлекла на ММВБ 149 млн руб. за 20% акций) и привлекла серьезные деньги от российских фондов РВК и АСВ. Основную часть прибыли (чистая прибыль ИСКЧ за первый квартал 2015-го составила 74 млн руб.) компания получает за счет продаж геннотерапевтического препарата "Неоваскулген", а также благодаря самому крупному в России банку хранения пуповинной крови. На рынок генетического тестирования она вышла совсем недавно, создав сеть медико-генетических центров в конце 2013-го.

Именно последние два года стали временем появления большого количества игроков на рынке генетических тестов. Однако в силу неразвитости рынка собственно генетических исследований существовать в качестве самостоятельного бизнеса это направление пока не может.

Например, у компании "Атлас" основной заработок -- одноименная клиника на Кутузовском проспекте, в которой чек-ап (программа комплексного обследования, после которого заключается контракт на обслуживание) стоит до 120 тыс. руб. Год назад создатели бизнеса, 30-летние Сергей Мусиенко и Андрей Перфильев, решили дополнить ассортимент услуг клиники генетической диагностикой. Они планировали, что направление станет отдельным бизнесом, и меньше чем за год их компания стала лидером в этом сегменте с самым высоким показателем продаж (более 1 тыс. тестов с сентября 2014-го). Пройти тест просто -- достаточно позвонить или сделать заказ онлайн и дождаться курьера с пробиркой. Тест "Атласа" -- самый дешевый на рынке, он стоит 20 тыс. руб. В пробирку нужно плевать в течение двух минут, после чего она отправится в НИФХМ (Научно-исследовательский физико-химический институт имени Карпова). Там с помощью специального оборудования из нее извлекут и расшифруют геном покупателя, что, как уверяют в "Атласе", позволяет определить наличие 155 заболеваний, предрасположенность еще к 300, а также индивидуальную реакцию на 66 видов лекарств. Получив многостраничный результат теста, клиент узнает много и другой ценной информации: от кого он произошел -- от памирцев, жителей Урала, жителей суб-Сахарной Африки или, к примеру, неандертальцев, узнает, чихает ли он на свету, а также тип своей ушной серы, наконец, посоветуют диету и спортивные нагрузки. В компании признают, что львиная доля показателей, включенных в тест, носит характер развлекательный, а выявленные болезни в большинстве случаев нужно еще подтвердить с помощью масштабных долгосрочных исследований.

Подобрать диету по генетическому тесту обещают также в новосибирской компании Genetic-Test. Созданная 30-летним Александром Цветковичем в 2011 году, компания поначалу занималась дерматоглификой, то есть тестированием на генетические личностные качества по отпечаткам пальцев, а в этом году запустила также проект My Genetics -- "продукт, разработанный в партнерстве с диетологами и фитнес-центрами", как сообщает ее создатель. Компания развивается за счет продажи франшиз -- в "комплект для ведения бизнеса" входят сканер отпечатков, бизнес-план и каталоги. Правда, отзывы на сайте чаще всего начинаются словами "продам франшизу "Genetic-Test"". "Я хотел заработать на тестировании детей, но мамы и папы с детьми абсолютно не обращают внимания на мою стойку в крупном ТЦ, а одна мамаша даже назвала меня жуликом",-- жалуется один из незадачливых коммерсантов.

По схеме "доставка пробирок на дом" работает и компания "Генотек", основанная тремя выпускниками механико-математического и биологического факультетов МГУ. Правда, здесь возможность плюнуть в пробирку стоит уже 90 тыс. руб.

"Генотек" на рынке с 2011 года, тогда он был еще маленьким студенческим стартапом. Для биотехнологий это было время инвестиционного бума, и студенческому стартапу тоже повезло: полмиллиона долларов в компанию вложил фонд RuStArs Ventures и двое других инвесторов (в "Генотеке" не называют имена). Сегодня компания прочно обосновалась на рынке генетических услуг, ее оборот превышает $1 млн. Даже рост курса валют и подорожание импортных товаров не затронули ее, хотя все оборудование и реагенты в "Генотеке" приобретаются в США. "Повышение курса доллара фактически удвоило себестоимость анализов, однако за счет роста объема бизнеса мы смогли сохранить его прибыльность фактически на прежнем уровне",-- гордится директор по науке Валерий Ильинский. Компания действительно активно растет: у нее есть представительства по всей России, а за последний год открылись офисы в Казахстане и США. "Сейчас выходим с несколькими нашими продуктами на европейский рынок",-- говорит Ильинский.

Отлов в зоопарке

Общая проблема молодых компаний -- очень маленький рынок. "Рынок генетических исследований пока даже рынком трудно назвать, суммарный объем его составляет не более $70 млн,-- считает Татьяна Равинская, обозреватель делового журнала о медицине Vademecum.-- Но перспективы для роста есть. В России все более популярной становится так называемая развлекательная генетика, когда пациенты готовы заплатить за тестирование на предрасположенность к полноте или облысению или, к примеру, определить при помощи теста свою генеалогию. Неизменен в России и интерес к ДНК-тестам на определение родства и отцовства. За последние несколько лет активнее стали развиваться медико-генетическое направление и генетические исследования в научных целях".

Игроки рынка занимаются его "раскачиванием" сами, в меру собственной фантазии.

Отдел маркетинга "Атласа" регулярно проводит рекламные акции и конкурсы в фейсбуке: кто поделится с друзьями контентом страницы компании в соцсетях и соберет за это больше всего лайков, получает бесплатный тест.

В "Генотеке" продаются скидочные купоны через популярные сайты "BonKupon", "KupiBonus" и "Kupongid", благодаря этому можно сэкономить до 70% стоимости теста. Кроме того, обе компании стремятся нарастить продажи через повышение интереса к генетике как таковой. На сайтах и страницах "Атласа" и "Генотека" публикуют интервью с известными генетиками и с собственными сотрудниками, новости генетики, научные курьезы: "У Чарльза Дарвина были общие предки с Николаем II". Глава департамента маркетинга "Атласа" Артем Руди после окончания ВШЭ по специальности "бизнес-информатика" создал собственное digital-агентство, и сегодня компания активно продвигается в интернете.

Мастера по отпечаткам пальцев из Genetic-Test участвуют в корпоративных и праздничных мероприятиях, работали на Дне защиты детей, на Дне города в Новосибирске, а также на форумах "Селигер-2014" и "Технопром-2015".

Угнаться за Энн Войжицки

ДНК-тестирования на Западе являются частью набирающего популярность тренда на персонализированную медицину, основанную на концепции 4Р: персонализированность, прогнозность, превентивность, интерактивность (personalized, predictive, preventive, participatory). Первая и непревзойденная пока история успеха на этом рынке -- основанная бывшей женой Сергея Брина Энн Войжицки и ее компаньонкой в 2006 году компания 23&Me. Уже в 2008 году журнал The Time назвал сервис ДНК-тестирования этой компании изобретением года. В 2013 году, правда, правительство США запретило компании давать медицинскую интерпретацию тестов в силу недостаточной, по мнению чиновников, достоверности результатов. Компании пришлось переехать в Канаду, а продажи ее сократились, тем не менее на сегодняшний день 23&Me продала более миллиона тестов -- сначала они стоили $399 за штуку, а с 2012-го -- всего $99.

Дорогие игрушки

Повторить этот успех в России, по мнению экспертов, в обозримом будущем едва ли кому-то удастся.

"Богатые страны могут позволить себе такие игрушки, тем более что игрушка там стоит в несколько раз дешевле,-- говорит автор научно-популярного портала о генетике "Мой геном" Алексей Вязовский.-- А в России никто их массово покупать не будет, и существенно повысить нынешний уровень продаж -- 100-150 штук ежемесячно -- нашим компаниям не удастся".

Снизить же стоимость теста, сохранив хоть какую-то его достоверность, невозможно из-за импортного оборудования и реагентов, которые за последний год подорожали почти вдвое. "Все комплектующие для тестов -- иностранные, у нас не производят ни секвенаторов (прибор для определения последовательности молекул ДНК.-- "Деньги"), ни расходников",-- говорит эксперт.

Низкая платежеспособность населения не единственная причина невысокой популярности тестов: многие сомневаются в их надежности.

Среди сомневающихся -- и ученые. "Наличие моногенных заболеваний (наследственных заболеваний, вызванных мутацией одного гена) -- серповидноклеточной анемии, муковисцидоза -- тесты определяют хорошо,-- рассказывает Александр Панчин, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН.-- Но помимо них есть еще так называемые генетические ассоциации, это когда варианты генов не связаны строгой причинно-следственной связью, а лишь повышают риск некоторого заболевания, например рака". Вероятность же эта высчитывается опытным путем, исследованиями на больших группах людей, а этот метод не свободен от погрешностей и неточностей. Алексей Вязовский тестам тоже не верит: "Когда обнаруживается ген, подозреваемый в ответственности за болезнь, его нужно проследить в разных популяциях: когда он работает, как активируется. Ведь наследственность очень часто активирована средой. Нужно больше исследований, причем многолетних, необходимы огромные базы данных. Без этого достоверности в тестах не добиться".

ОЛЬГА БУРЛАКОВА, МАРИЯ ШЕР


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное