Новости

Что делать с пустующими площадями в торговых центрах и как бороться с покупательской депрессией? Эксперт о новых форматах и трендах

Что делать с пустующими площадями в торговых центрах и как бороться с покупательской депрессией? Об этом в своем докладе на Байкальском саммите недвижимости РГУД рассказала Екатерина Гресс, генеральный директор IDEM – консультанты по торговой недвижимости.

Площади пустуют, покупатели – в депрессии

Реальность бросает новые вызовы  рынку торговой недвижимости. Федеральные сети сворачивают планы развития, арендаторы закрывают существующие точки. Количество вакантных площадей в торговых центрах увеличивается: нередко в регионах новые ТЦ открываются при 20-30% сданных в аренду площадей.

Поведение покупателей не добавляет оптимизма – у людей «покупательская депрессия»: они уже не просто экономят, считая каждую копейку, но вообще отказываются от посещения торговых объектов, чтобы лишний раз себя не искушать. Все это в итоге отражается на доходах девелоперов.

Что делать? По мнению Екатерины Гресс, генерального директора компании IDEM, на смену стандартным концепциям может прийти формат lifestyle-центров. Об этом она рассказала в своем докладе на Байкальском саммите недвижимости РГУД:

«Такие проекты впервые появились в США в 1980-х годах, когда там тоже наступила покупательская депрессия. Девелоперы задумались, как привлечь покупателя, что сделать, чтобы люди пришли в ТЦ. Тогда родилась концепция lifestyle-центра – пространства, где люди проводят время, приходя не только и не столько за шопингом, сколько для того, чтобы пообщаться, получить новые эмоции, опыт, провести время».

Не торговлей единой

Торговая функция в таких объектах не первична, Количество магазинов  в lifestyle-центре обычно не превышает 50% площадей. Остальные 50% занимают форматы социальной, развлекательной направленности. Это могут быть фитнес-центры, библиотеки, театры, кулинарные, театральные, языковые студии, школы танцев, контактные зоопарки, коворкинги или даже горнолыжные курорты или пляжи с бассейнами (как в Эмиратах) – вариантов масса.

«Многие из этих форматов  можно открывать и на неликвидных площадках, – пояснила Екатерина Гресс. – Таким образом вы убиваете двух зайцев. Во-первых, решаете проблему пустых площадей, во-вторых, к вам с определенной периодичностью приходят люди – ваши потенциальные покупатели, лояльная аудитория.

Фитнес-центры и обучающие школы посещают несколько раз в неделю! А если в торговом центре работают кружки, студии и развлекательные центры для  детей, то они ‘приводят’ в ТЦ родителей, которые, получая свободный час, скорее всего пройдутся по магазинам или посидят в кафе, ресторане. По статистике, если человек провел в ТЦ больше 20 минут, он совершит хотя бы одну импульсную покупку».

Конечно, подобные «социальные» форматы не смогут приносить девелоперу такую же доходность, как арендаторы-ритейлеры (хотя сегодня, в кризис, когда последние настолько неперспективно оценивают свою выручку, что предлагают ставку на уровне складской недвижимости – 250-350 рублей за квадратный метр, и это утверждение спорно).

«Главная задача всех этих форматов – сделать так, чтобы люди: а) пришли, б) остались в торговом центре и провели там как можно больше времени. И тогда ритейл, магазины, рестораны,будут работать лучше, и, смогут платить более высокую аренду», – пояснила Екатерина Гресс.

Эксперт убеждена, что на одной торговле торговые центры сегодня не «выплывут»: «Это явный тренд, который наметился и будет развиваться. Новая реальность требует от девелоперов и управляющих компаний новых решений».


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Байкальский саммит недвижимости, июль, 2015":
Все материалы сюжета (9)