Новости

Граждане приоделись на последние

В июле 2015 года домохозяйства, хотя и в меньшем масштабе, но повторили потребительский подвиг конца 2014 года. Всплеск девальвационных и инфляционных ожиданий заставил граждан увеличить потребление непродовольственных товаров, а точнее импортной одежды, свидетельствуют данные Минэкономики за семь месяцев 2015 года. Гипотеза министерства об увеличении частного потребления действительно сработала -- но не в пользу экономики России: вклад чистого экспорта в рост ВВП в июле резко сократился.

Опубликованный в прошедшую пятницу мониторинг Минэкономики о ситуации в экономике за январь--июль 2015 года проливает свет на реакцию домохозяйств на очередную волну девальвации рубля. Исследование фиксирует продолжающееся падение реальных зарплат с учетом сезонности на 0,8% за июль (минус 1,1% за июнь) и наметившийся "перелом" в динамике оборота розницы -- рост на 0,1% за июль с учетом сезонности -- впервые с начала года. Увеличение оборота розницы, которое отмечают аналитики ведомства в июле, замечено и независимыми экономистами. По оценкам ЦМАКП, с учетом сезонности потребление непродовольственных товаров в июле подросло на 0,4% (в июне сократилось на 0,4%), тогда как потребление продовольствия снизилось на 0,1% (в июне снизилось на 0,7%). "Драйверами роста также стали жители крупных городов, которые, вероятно, отказались от поездок в период отпусков. Более того, можно говорить о том, что закупкой в июле занимались представители среднедоходной группы, чего не наблюдалось давно",-- добавляют в Минэкономики, ссылаясь на исследования холдинга "Ромир" потребительской активности в июле.

Хотя всплеск потребления в июле, очевидно, связан с ростом девальвационных и инфляционных ожиданий, в Минэкономики предлагают прямо противоположное объяснение происшедшему. "Данные свидетельствуют, что население в связи с ослаблением опасений, связанных с валютными курсами и инфляцией, постепенно начинает восстанавливать интерес к приобретению дорогостоящих товаров и бытовой техники",-- считают авторы доклада.

Так как реальные зарплаты домохозяйств сокращались, а вложения в валюту стали слишком дороги, граждане стали вкладываться в товары, ожидая их подорожания, даже наращивая потребительские займы, говорит Игорь Поляков из ЦМАКП: в июле розничное кредитование с учетом сезонности увеличилось на 0,1% после семи месяцев последовательного снижения.

Алексей Шаповалов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное